Как сообщила газета Коммерсант, Минфин направил участникам процесса параметры завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. По данным издания, Минфин предложил ввести отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 000 руб. на тонну (по текущему курсу) для тех НПЗ, у которых более 10% первичной переработки приходится на бензин класса Евро-5. Для НПЗ, производящих меньше 10% бензина, отрицательный акциз будет рассчитываться исходя из нормы выпуска в 10% (путем разбивки общего объема производства бензина на 10% для подсчета базы для налогообложения). Исходя из этого, НПЗ Новатэка в Усть-Луге, по оценкам издания, вообще не получит акциз.

Кроме того, правительство намерено ввести плавающий акциз, в соответствии с которым бюджет будет возмещать половину разницы между стоимостью топлива на внутреннем рынке и экспортной альтернативой. Акциз будет рассчитываться исходя из экспортного нетбэка за предыдущий месяц. Как отмечает Коммерсант, эти меры призваны защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и обменного курса, при этом рост цен на бензин и дизельное топливо для внутренних потребителей не превысит 1% (оптовая цена вырастет примерно на 400 руб. за тонну в год или 0,3 руб./л). В то же время рост цен на битум и мазут может превысить 50%, как сообщает издание. Представленный законопроект 14 июня будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, занимающегося вопросами энергетики.

Интерпретация или краткий обзор? Введение отрицательного акциза на сырую нефть представляет собой своего рода второй этап предложенного налогового маневра, который, как предполагается, обеспечит некоторую компенсацию российскому перерабатывающему сектору в условиях существенного снижения рентабельности, вызванного постепенным сокращением экспортных пошлин на нефть (на 5% каждый год с 2019 г. – последнее предложение), другими словами, увеличением нетбэка на сырую нефть (цены на нефть для НПЗ). Для бюджета снижение экспортных пошлин, как ожидается, будет компенсировано соответствующим повышением НДПИ. Мы полагаем, что в том, что касается отрицательных акцизов на нефть, Коммерсант представил лишь краткий обзор предложений Минфина. Логика законотворческого процесса подсказывает нам, что введение отрицательного акциза на сырую нефть должно основываться на формуле и зависеть от макроэкономических параметров или, по крайней мере, от сложности НПЗ (это мнение ранее было озвучено представителями государства). Кроме того, учитывая, что экспортная пошлина на сырую нефть будет постепенно снижаться, мы считаем маловероятным, что в первый год маневра компаниям будет предоставляться фиксированный акциз в рублях. Мы считаем, что указанные выше 3 000 руб. на тонну вполне могут относиться к последнему году налогового маневра (т.е. к 2024 г.).

Последствия, вероятнее всего, будут негативными, однако на данном этапе невозможно дать им количественную оценку. Принимая всё это во внимание, мы полагаем, что объявленные параметры налогового маневра не являются полными, поэтому на данном этапе невозможно количественно измерить эффект от них на российский нефтяной сектор. Помимо этого, как мы полагаем, по-прежнему существует вероятность изменения этих параметров в будущем.

Вот некоторая иллюстрация: если предположить, что в 2024 г. отрицательный акциз, который правительство собирается предоставить нефтяным компаниям, составит 3 000 руб. на тонну, бюджету, возможно, придется выплатить компенсацию в размере около 604 млрд руб. (9,3 млрд долл.) в том году (без учета плавающего акциза), тогда как дополнительные доходы бюджета, связанные с повышением НДПИ (при цене на нефть 55 долл./барр. и курсе рубля к доллару на уровне 65), составят около 1,2 трлн руб. (18,5 млрд долл.). В этом случае чистый доход бюджета составит около 545 млрд руб. (8,4 млрд долл.). Тем не менее, маневр предполагает, что нефтяные компании смогут переложить рост внутренних цен на нефть на плечи потребителей. Однако, как показывает история, российские нефтяные компании имеют довольно ограниченные возможности для этого.

Также неясно, предполагает ли налоговый маневр какие-то меры поддержки для отечественных производителей нефтехимической продукции (потребителей нафты), что лежало в основе изначального подхода правительства к продвижению вперед по цепочке создания стоимости.