По итогам вчерашнего совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева правительство приняло решение продлить действие соглашения с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен на моторное топливо еще на 3 месяца, до  30 июня. Также правительство предложило понизить референтную цену на бензин (уровень цены, от которой рассчитывается компенсация производителям при поставке топлива на внутренний рынок) на 5 тыс. руб., до 51 тыс. руб. за тонну. Кроме того, было решено отказаться от введения заградительной экспортной пошлины в случае роста цены на нефть. Наконец, правительство одобрило предложение о введении лицензирования экспорта нефтепродуктов при резких скачках цен.

По нашим оценкам, основанным на данных Thomson Reuters Kortes, за период с начала года средние розничные цены на бензин и дизельное топливо в России выросли на 1,0% и 0,7% соответственно. Напомним, что, согласно соглашению между правительством и нефтяными компаниями, подписанному в ноябре прошлого года, после повышения с начала 2019 г. ставки НДС цены на топливо должны были вырасти на 1,7%, а впоследствии меняться в соответствии с темпами инфляции. Как отмечалось в материале Russian Oils Downstream – The Metamorphoses; Fall of the Gods от 5 октября, в период до конца 2021 г. цены на бензин и дизельное топливо будут расти, по нашим расчетам, на 4% в год (с учетом инфляции и роста акцизов), а темпы роста премии к розничным ценам на эти виды продукции будут соответствовать инфляции.

По нашим оценкам, при отсутствии изменений в макроэкономической конъюнктуре снижение референтной цены на бензин может обеспечить рост EBITDA интегрированных нефтяных компаний на 1,2 млрд долл. (2% общей EBITDA за 2019 г.). Мы также ожидаем, что при текущих ценах на бензин в Европе и курсе рубля наибольшую выгоду от понижения пороговой цены на 5 тыс. руб. (78 долл.) за тонну получат Газпром нефть, Роснефть и Лукойл. Если поправки вступят в силу с 2к19, EBITDA этих компаний по итогам 2019 г. может оказаться выше на 3,5%, 2,0% и 1,9% соответственно. Вдобавок к этому стоит отметить, что в 2018 г. правительство уже вносило изменения в демпфирующий механизм, добавив в формулу фиксированную субсидию в размере 5,6 тыс. руб. на тонну бензина и 5,0 тыс. руб. на тонну дизельного топлива с целью повышения рентабельности поставщиков на локальный рынок. На данном этапе пока неясно, останется ли в формуле эта субсидия после снижения порогового значения. В текущих условиях экспортная альтернатива (56,0 тыс. руб. за тонну) превышает потенциальное новое пороговое значение на 5,0 тыс. руб./т, в связи с чем правительству требуется дополнительно компенсировать нефтяным компаниям фиксированную сумму 5,6 тыс. руб. на тонну за поставки бензина на локальный рынок.

Хотя при текущей макроэкономической конъюнктуре мы считаем новость позитивной для сектора с точки зрения рентабельности компаний, однако стоит отметить, что регулярное вмешательство государства создает неопределенность вокруг нового режима налогообложения, в то время как соглашение между государством и компаниями в действительности означает уход от рыночного ценообразования. Ранее мы отмечали, что демпфирующему механизму присуща нестабильность, он сильно зависит от макроэкономических изменении и требует постоянного вмешательства государства.