Рейтинг@Mail.ru
Российские порты в 2015 году: Тихая гавань - 31.12.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские порты в 2015 году: Тихая гавань

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 31 дек - ПРАЙМ. Уходящий 2015 год для портового бизнеса РФ оказался своеобразным испытанием: сложная экономическая ситуация и ограничения со стороны Запада вынудили компании притормозить реализацию крупных проектов и сосредоточиться на сокращении своих долговых обязательств.

РЫНОК

По подсчетам Минтранса, грузооборот портов РФ по итогам 2015 года может увеличиться примерно на 3-4% - до 645-650 миллионов тонн. Для сравнения, в прошлом году данный показатель составил 623,4 миллиона тонн.

Вместе с тем по итогам года ожидается существенное падение - до 30-35% - сегмента контейнерных грузов. За 11 месяцев перевалка в этом сегменте сократилась на 15,2%, до 36,6 миллиона тонн.

Если бы не сильное падение контейнерного рынка, рост грузооборота был бы куда более существенным. По словам главы агентства InfraNews Алексея Безбородова, такое падение связано с девальвацией рубля, так как именно контейнеры - наиболее чувствительный сегмент. "В следующем году будет рост: контейнеры немного выровняются, никаких существенных событий, которые могут поменять расклад, не предвидится", -  ожидает эксперт.

СОКРАЩЕНИЕ ДОЛГОВ

В 2015 году крупнейшие игроки рынка сосредоточились на сокращении образовавшихся долгов, используя различные доступные финансовые инструменты.

Global Ports приняла решение о выпуске облигаций. В начале декабря "дочка" компании - "Первый контейнерный терминал" - зарегистрировала облигационную программу на 30 миллиардов рублей. Полученные средства предполагается использовать на рефинансирование существующего долгового портфеля.

Группа FESCO решила погашать задолженность путем изменения условий обращения рублевых облигаций, выкупа по заниженной стоимости части рублевых и евровых облигаций и выпуска новых.

"Новороссийский морской торговый порт"

подписал дополнительное соглашение со Сбербанком, выдавшим компании в 2011 году кредит на 1,95 миллиарда рублей на покупку "Приморского торгового порта". Соглашение предусматривает изменение расчета ограничительных условий в отношении цены акций. Менеджмент НМТП заявлял, что компания не планирует в 2016 году заимствований, при этом не исключил использования программы рублевых облигаций. 

СВОБОДНЫЙ ПОРТ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Осенью уходящего года вступил в силу закон о свободном порте Владивостока, в случае успешной реализации которого порты региона смогут не только принести сотни миллиардов долларов инвестиций, но и стать полноценным хабом для торговли России с АТР.

Закон предусматривает режим "единого окна" на границе, круглосуточный режим на пунктах пропуска, упрощенный визовый режим с получением восьмидневной визы на границе, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты также получат налоговые преференции и административные льготы. 

Первые результаты введения этого режима будут видны в конце 2016 года. По словам Безбородова, уже сейчас у инвесторов, особенно азиатских, появилась заинтересованность, которая в будущем может быть реализована в проекты.

В свободном порту предполагается также создание сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов, а также организация несырьевых экспортоориентированных производств. О поддержке этих инициатив уже заявили ряд азиатских инвесторов, в частности, из Китая и Южной Кореи.

ОТ ЗАПАДА К ВОСТОКУ

В то время, как крупные государственные проекты в портовой сфере набирают обороты, сложная экономическая ситуация в России и в мире не может не влиять на частный бизнес.

В июле 2015 года стало известно, что группа "Сумма" отказалась от строительства наливного терминала в порту Роттердама. В компании поясняли тогда, что решение связано с изменениями макроэкономической ситуации и конъюнктуры нефтяного рынка.

Согласно контракту, группа должна была к 2017 году построить терминал для нефти Urals из порта Приморск и продажи сырья на условиях FOB. Создание площадки должно было сократить ценовой разрыв между Urals и североморской Brent и сделать российскую марку более конкурентоспособной. Инвестиции в строительство терминала оценивались в 1 миллиард евро.

У "Суммы" в голландском порту при этом остается стабильный бункеровочный бизнес, сообщил представитель компании.

Более успешными и перспективными для группы "Сумма" являются проекты на Дальнем Востоке – строительство порта Зарубино и угольного терминала в порту Восточный, отметили в компании. В настоящее время группа ведет поиск инвесторов и займов для этих проектов. 

Порт общей мощностью в 100 миллионов тонн грузов в год объединит зерновой терминал на 40 миллионов тонн, контейнерный терминал на 2 миллиона TEU, терминал ро-ро (накатных) грузов на 1,5 миллиона единиц в год, терминал для перевалки генеральных грузов (более 25 миллионов тонн) и ряд других.

"Сумма" также хочет привлечь партнера в реализацию проекта в Восточном порту, предложив 35% в угольном терминале. При этом компания идеальным партнером видит именно трейдера, чтобы доступ к терминалу имели различные игроки, и он не превратился в кэптивный.

Мощность проектируемого угольного терминала составит до 20 миллионов тонн в год. Он будет специализироваться на перевалке российского угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь терминала мощностью 7 миллионов тонн в год планируется к запуску в 2018 году.

ЛАКОМЫЙ КУСОК

В отличие от портового бизнеса, в судоходном уходящий год был успешным, прежде всего для компаний, связанных с экспортными грузами, в том числе благодаря девальвации рубля.

Долгожданная приватизация крупнейшей российской судоходной компании - "Совкомфлота" - в уходящем году так и не состоялась. Государство уже не первый год откладывает продажу этого актива. 

Финансовое состояние "Совкомфлота" сейчас очень устойчивое. По итогам девяти месяцев 2015 года компания увеличила чистую прибыль по МСФО в 2,7 раза, до 298,8 миллиона долларов. Валовая выручка выросла на 7,9%, до 1,143 миллиарда долларов. Доходы на основе тайм-чартерного эквивалента составили 946,6 миллиона долларов, увеличившись на 18,9%. Показатель EBITDA увеличился на 38%, до 567,9 миллиона долларов. Уровень долговой нагрузки группы компаний снизился до 44%, соотношение чистого долга к показателю EBITDA за последние 12 месяцев - до уровня ниже четырех.

Глава "Совкомфлота" Сергей Франк отмечал, что достигнутые результаты в совокупности с положительным прогнозом развития конъюнктуры танкерного рынка позволяют компании рассчитывать на хорошие результаты работы в 2015 году в целом. По оценкам компании, благоприятное соотношение спроса и предложения в большинстве значимых для компании сегментов танкерного рынка сохранится в течение 2016-2017 годов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала