Точка невозврата

ТОП-менеджеры о последствиях пандемии

О проекте

«Точка невозврата» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, какие необратимые изменения произошли в бизнесе с приходом пандемии коронавируса.

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

Дмитрий Спиридонов

Дмитрий Спиридонов

Cооснователь, генеральный директор CloudPayments

Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?

Во-первых, пандемия показала, что присутствие бизнеса в онлайне — это необходимость. Рынок перестроился вслед за покупателями, которые оценили удобство дистанционного способа потребления, и мы видим, что даже с частичной отменой ограничений интерес к онлайну не упал. А новые бизнесы стараются сразу выходить в онлайн. 

Во-вторых, пандемия и вызванная ей массовая удаленка помогли понять, что работа в удаленном формате вполне возможна и даже более эффективна, чем работа из офиса. В результате подавляющее большинство компаний, и CloudPayments в их числе, перешли на гибридный формат работы. Так в нашей компании большинство работников предпочитают частичную удаленку с присутствием в офисе 2-3 раза в неделю.

В-третьих, выросла эмпатия, причем это касается как бизнесов, которые поддерживают друг друга в трудные времена, так и людей. Это и онлайн-донаты артистам на онлайн-концертах, и поддержка донатами кумиров при отмене фестивалей, и чаевые курьерам и сборщикам заказов, и рост благотворительных платежей. Эту тенденцию я вижу и у сотрудников, которые активно подписываются на рекуррентные платежи в поддержку различных фондов.

47
Можно ли сказать, что пандемия, в том числе положительно, повлияла на Вашу компанию? Если да, то в чем?

Безусловно, положительное влияние есть. Так, в нашем случае массовая самоизоляция привела к взрывному росту онлайн-продаж во многих отраслях, что благоприятно сказалось на портфеле компании. Мы активно подключали новых партнеров, от небольших локальных игроков до крупных торговых сетей из самых разных отраслей. По итогам 2020 г. число партнеров (клиентов) компании выросло более чем в 2 раза и составило 11 000, а совокупную выручку компании в 2020 году выросла более чем на 300% по сравнению с 2019 и составила более 2 млрд рублей.
Также мы доказали, что умеем очень эффективно мобилизоваться и работать в сложных условиях. Теперь, в режиме удаленки, не важна география сотрудников, важны только их профессиональные и личные качества: мы активно набираем сотрудников по всей России и довольны результатом.

36
Что позволило некоторым компаниями пережить пандемию с меньшими потерями? Какая может быть «страховка» на случай возникновения подобных обстоятельств в будущем?

Думаю, что чем крупнее бизнес, тем он более устойчив. С другой стороны, взять, например, те же крупные авиакомпании — во время пандемии в этой отрасли наблюдался сильнейший кризис. Поэтому однозначно сказать, что есть страховка от подобных случаев, я не могу. Но несколько советов дам.
Во-первых, это диверсификация бизнеса. Соблюдение этого принципа становится особенно важным в кризисный период. Во-вторых, онлайн-составляющая — это «мастхэв» и залог выживания бизнеса сейчас. В-третьих, важно держать некоторую сумму на непредвиденный случай, которая позволит продержаться на плаву в сложные времена и соблюсти все обязательства перед сотрудниками. К примеру, в кризисном 2020 году нам удалось в полном объеме выплатить годовые премии сотрудникам как раз за счет таких страховочных накоплений, а команда ответила взаимностью.

34
Другие участники проекта:
Показать еще