Точка невозврата

ТОП-менеджеры о последствиях пандемии

О проекте

«Точка невозврата» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, какие необратимые изменения произошли в бизнесе с приходом пандемии коронавируса.

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

Ростислав Шатенок

Ростислав Шатенок

Управляющий партнер ALTHAUS

Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?

Пандемия обнажила необходимость быстрой трансформации. Девиз «Do or Die» стал актуальным как никогда — или ты успеваешь вслед за меняющейся внешней средой, или ты просто не выживаешь. Я имею в виду бизнес.
Те, кто не смог быстро адаптироваться к новым условиям, очень быстро оказались «за бортом»: не ушедшие в период локдауна в онлайн компании сегментов retail, сферы услуг, образования и индустрии развлечений испытали резкое падение выручки, а в ряде случаев и вовсе были вынуждены продать бизнес. Компании, которые не сумели оперативно наладить внутреннюю коммуникацию и координацию бизнес-процессов на удаленке, потеряли клиентов. Не отыскавшие путей диверсификации — когда то, что всегда работало раньше, вдруг перестало — лишились доли рынка.
В каком-то смысле сфере консалтинга оказалось проще пережить пандемию. Как в силу «виртуальности» результата интеллектуального труда, который по сути является продуктом консалтинговых компаний, так и благодаря тому, что, когда прошел первый шок, многим компаниям понадобился квалифицированный совет, как жить дальше. И именно здесь услуги консультантов оказались максимально востребованными. Думаю, мир постковидного периода никогда не будет прежним. В этом смысле все изменения, которые произошли за последний год с небольшим, можно назвать необратимыми.

38
Можно ли сказать, что пандемия, в том числе положительно, повлияла на Вашу компанию? Если да, то в чем?

С уверенностью могу сказать, что да, позитив есть, и он перевешивает негативные эффекты. Так, в условиях вынужденной изоляции мы наконец сделали то, на что было бы сложно решиться без внешних обстоятельств — перешли на систематизированный удаленный формат взаимодействия с сотрудниками, что позволило значительно увеличить эффективность нашей работы.

Хотелось бы также отметить, что карантин во многом реализовал главную мечту клиента — доступность консультанта 24/7. Мы, как и многие наши коллеги, не прекращали работу ни на день, несмотря на введение ограничительных мер.

Органическим образом на смену сотрудникам, которые оказались не эффективными в тайм-менеджменте, не мотивированными и не смогли справиться с новыми условиями работы, пришли новые — гибкие, ответственные, самостоятельные и инициативные, что еще более усилило нашу команду. Наконец, нам удалось сократить издержки, что положительно сказалось на темпах роста выручки компании по итогам 2020 года.
Кроме того, пандемия поистине открыла новую веху в истории нашей компании. Протестировав все возможности удаленного взаимодействия, в том числе технические, и осознав, что сейчас самое верное время, мы приняли решение о запуске нового образовательного проекта — онлайн Школы M&A для студентов ВУЗов. Первый поток уже завершил обучение, а самые толковые студенты получили приглашения стать частью команды ALTHAUS.
Это был челлендж для нас — в кратчайшие сроки сформировать программу, собрать сильнейший преподавательский состав из числа практикующих специалистов — сотрудников нашей компании и компаний-партнеров по нашей международной сети WTS Global, провести отбор, скоординировать ребят, организовать трансляции лекций и, наконец, собрать всех вместе в офисе ALTHAUS на выпускной. Но мы справились!

36
Что позволило некоторым компаниям пережить пандемию с меньшими потерями? Какая может быть «страховка» на случай возникновения подобных обстоятельств в будущем?

Период пандемии показал критическую важность «прозрачности» бизнеса — в отношении клиентов, партнеров, инвесторов, сотрудников, своих продуктов и ценностей. Для компаний эта прозрачность вышла за рамки обязательства раскрывать финансовые показатели или работать «в белую». Ведь глобальная цифровизация позволяет практически мгновенно получить доступ к различного рода информации: о производительности, репутации, корпоративной культуре или социальной ответственности. Таким образом, «страховкой на будущее» может стать повышенное внимание качеству продукта и легитимности деятельности уже сейчас. Естественно, это не отменяет необходимости формирования финансовой подушки безопасности на случай новых кризисов.

37
Другие участники проекта:
Показать еще