МОСКВА, 15 июл - ПРАЙМ, Наталья Карнова. В среду премьер Дмитрий Медведев предложил президенту Владимиру Путину решения, определяющие судьбу сразу двух ведомств – влить Федеральную службу по тарифам (ФСТ) в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и упразднить Минкрыма. По словам Медведева, решение о слиянии ФСТ с ФАС продиктовано необходимостью оптимизировать количество исполняющих схожие функции органы. Главой новой структуры премьер предложил оставить нынешнего главу ФАС Игоря Артемьева.

ФСТ в середине 2000-х годов была выделена из расформированного министерства по антимонопольной политике, и по части полномочий действительно пересекается с ФАС, некоторые функции забрала в свое время у Минэкономразвития.  Возможность их объединения, чтобы власти могли лучше контролировать инвестиционные программы монополий и обеспечивать здоровую конкуренцию на рынке, уже обсуждалась пару лет назад, однако тогда это так и не состоялось.

Медведев предложил Путину влить ФСТ в ФАС >>

Что касается Минкрыма, созданного год назад для интеграции Крыма в РФ, то оно выполнило свои задачи и будет ликвидировано в целях экономии средств, сказал Медведев. Путин согласился с этим предложением. "Думаю, таким образом можно будет обеспечить большую самостоятельность региональных органов власти Крыма и Севастополя, и, с другой стороны, не утратить контакт взаимодействия между федеральной исполнительной властью и правительством", — добавил глава государства. 

Позже он подписал соответствующий указ, функции упраздняемого министерства переданы Минэкономразвития, которое уже выразило готовность исполнить поручение правительства. Тем более, Минэкономики уже курирует реализацию федеральных целевых программ и деятельность особых экономических зон в стране. Министерства по развитию Дальнего Востока и по делам Северного Кавказа, целесообразность существования которых, по данным СМИ, также обсуждалась, сохранятся в составе правительства.

Премьер предложил создать правительственную комиссию по делам Крыма и Севастополя, по его словам, ее секретарем мог бы стать министр упраздняемого ведомства Олег Савельев.

Вовремя или поспешно?

Информация о том, что от Минкрыма хотят избавиться, появилась неделю назад, однако тогда в Кремле ее не подтвердили, но и не опровергли. О том, что министерство стало избыточным и с ним можно безболезненно расстаться, сообщила в начале этой недели глава Совфеда Валентина Матвиенко. "Есть вице-премьер Козак Дмитрий Николаевич, который координирует работу по Крыму. В каждом министерстве, как правило, один из заместителей министра занимается проблемами по Крыму. Полагаю, что было бы правильно его упразднить. Но сейчас я высказываю свою точку зрения и не знаю позицию президента", — сказала она. Аналогичную оценку озвучивали и некоторые представители крымских властей. 

Депутаты Госдумы разошлись во мнениях по поводу упразднения Минкрыма.  Первый зампред фракции "Единая Россия" в Госдуме Франц Клинцевич связывает решение о ликвидации Минкрыма с не очень высокой компетентностью министерства, а также с тем, что "необходимо больше доверять руководителям региона". "Там есть и полпредство, и главные федеральные инспектора со своими аппаратами, поэтому с точки зрения контроля из федерального центра, я думаю, что достаточно", — пояснил он.

В свою очередь, первый зампред фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов назвал это поспешным, поскольку Крым по-прежнему требует особого внимания, с чем вполне справлялся Минкрыма.

Жертва аппаратной борьбы

По мнению политологов, решение о ликвидации министерства по делам Крыма было продиктовано чисто политическими причинами. Минкрыма пало жертвой аппаратной борьбы, проиграв в конкуренции с другими центрами влияния в регионе, считает считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Вероятно, теперь усилится роль полпредства президента на полуострове, предположил он.

При этом предложение министру должности секретаря комиссии является резким понижением его уровня: у секретаря комиссии меньше ресурс, а статус — ниже, добавил Макаркин.

Решение упразднить Минкрыма лежит не только в управленческой или экономической плоскости и не связано с процессом завершения интеграции республики в РФ, считает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. "Это аппаратная реконфигурация", - отметил он.

Россиян пытались запугать последствиями отдыха в Крыму >>

Эксперты уверены, процесс интеграции полуострова еще не завершен, а только начинается. В этой ситуации передача функций и задач Минкрыма Минэкономразвития может снизить эффективность работы, потому что она станет одним из направлений в политике ведомства, считает Миронов. По его мнению, реализация федеральной целевой программы пойдет через разные ведомства, а не только через Минэкономразвития. Есть риск, что это приведет к раздроблению и политики, и денежных потоков, поэтому необходим вице-премьер, который будет отвечать за эти направления. Важно, чтобы новые службы — комиссия, департаменты в министерствах — действовали более эффективно, чем министерство, действовали согласованно, подчеркнул он.

По оценке Емельянова из "Справедливой России", Минэкономразвития больше занимается макроэкономическими вопросами и прогнозами, поэтому передать ему новообретенный полуостров  – не очень удачное решение. "Я не думаю, что они эффективно справятся с задачей развития Крыма", - подчеркнул Емельянов.