МОСКВА, 18 сен /ПРАЙМ/. Минэнерго и Минприроды разработали меры поддержки российской нефтедобычи, сообщил на профильном совещании у премьера Дмитрия Медведева глава Минэнерго Александр Новак. При этом вице-премьер Дмитрий Козак подчеркнул необходимость приведения в порядок налогового режима в нефтянке в части предоставления льгот, первый шаг на этом пути — инвентаризация существующих месторождений.

"В перспективе мы наблюдаем истощение запасов доступной для добычи сырой нефти и существенное увеличение затрат. Еще пару лет мы в рамках действующих правил проработаем, затем будет наблюдаться снижение, потому что очень много запасов трудноизвлекаемых, обводненных, находящихся в сложных геологических условиях, по которым себестоимость добычи растет", — сказал Козак журналистам по итогам совещания.

Новак в ходе совещания отметил, что без выработки новых мер стимулирования добычи нефти уже в 2021 году она может достигнуть пика в 570 миллионов тонн, а к 2035 году снизиться до 310 миллионов тонн. При этом поступления в бюджет РФ от нефтяной отрасли могут начать снижаться с 2022 года, общий объем налогов может упасть на 3,3 триллиона рублей в год, а инвестиций — на 1,3 триллиона рублей.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНЭНЕРГО И МИНПРИРОДЫ

Чтобы стимулировать добычу нефти в России Минэнерго совместно с Минприроды предлагают шесть мер: механизм аплифта, стимулирование геологоразведочных работ, расширение критериев перехода на налог на добавленный доход (НДД), поддержка разработки новых проектов — гринфилдов, стимулирование третичных методов добычи, повышающих продуктивность скважин, и стимулирование разработки нефтяных оторочек.

Первая мера предполагает применение повышенного коэффициента амортизации на инвестиции в Западной Сибири. Этот механизм позволит увеличить свободный денежный поток проектов компаний в расчете на баррель с 3,1 доллара до 6,2 доллара. При этом дополнительный объем добычи за 2019-2035 годы составит 461 миллион тонн, прирост налогов — 5,3 триллиона рублей, а допинвестиции в отрасль — 1,862 триллиона рублей.

"Вторая мера — это стимулирование геологоразведочных работ. Норма эта связана с предоставлением налогового вычета по налогам на прибыль для расходов по ГРР, которые могут проводиться на суше", — отметил Новак на совещании.

В рамках третьей меры предлагается в перспективе распространить НДД на все месторождения Западной Сибири. По словам министра, в период до 2035 года эффект от расширения НДД в виде прироста налогов может составить 1,2 триллиона рублей, а прироста инвестиций — порядка 3,5 триллиона рублей.

"Четвертая мера — это гринфилды. В действующей редакции Налогового кодекса уже предусмотрены льготы, но они действуют по двум критериям: до достижения накопленного объема добычи нефти от 10 до 35 миллионов тонн на участке недр или на срок до 2021 года…. Мы предлагаем поменять критерии и предоставлять льготы с момента достижения степени выработанности запасов нефти на участке недр уровня 1%…. Ожидаемый результат в период даже до 2021 года — около 25 миллионов тонн дополнительной добычи нефти и около 655 миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет", — сообщил Новак.

"Пятая мера — стимулирование третичных методов увеличения нефтеотдачи, использование которых на сегодняшний день экономически невыгодно. Это использование полимеров, использование ПАВов, это закачка СО2, тепловые методы. Мы предлагаем применять понижающий коэффициент НДПИ на дополнительные объемы добычи нефти, полученные с использованием методов увеличения нефтеотдачи", — сказал министр.

В качестве шестой меры Новак назвал ускорение ввода нефтяных оторочек, совокупные запасы которых составляют порядка 6,9 миллиарда тонн. Сделать это предполагается за счет предоставления налоговых льгот для тонких нефтяных оторочек.

Как сообщил Козак журналистам уже после совещания, все предложения Минэнерго по стимулированию добычи нефти в РФ будут одобрены правительством.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Новак при этом отметил, что помимо вышеуказанных мер стимулирования нефтедобычи, Минэнерго поддерживает проведение по предложению компаний инвентаризации действующих месторождений. По словам Козака, это позволит впоследствии дифференцированно подойти к налогообложению в отрасли, вместо точечного предоставления дополнительных льгот.

"Мы должны провести инвентаризацию имеющихся месторождений, которые стоят на балансах нефтяных компаний, декларируются как имеющие соответствующие запасы, что нужно для капитализации компаний, но они не осваиваются. Мы должны по единым критериям оценить эти месторождения: являются ли запасы трудноизвлекаемыми или не являются таковыми. С учетом этих единых критериев оценки решить вопрос, к каким типам месторождений какие дифференцированные методы налогообложения применяются. Только об этом идет речь", — сказал Козак.

По его словам, к 1 ноября должна быть подготовлена "дорожная карта" по проведению инвентаризации. Ее разработкой займутся Минэнерго и Минприроды совместно с нефтяными компаниями. А уже в следующем года на основании инвентаризации должен быть выработан систематизированный перечень преференций для стимулирования добычи. При этом Козак отметил, что правительство и нефтекомпании должны будут заключать инвестиционное соглашение, в котором будут прописаны обязательства и сроки освоения месторождений.

"И сами нефтяники с точки зрения добросовестной конкуренции между ними, этого просят, чтобы ко всем с одинаковым подходом, с едиными критериями. Оценили, что у них имеется, и какие преференции могут предоставляться в будущем в зависимости от качества месторождений, которые стоят на балансе", — объяснил Козак.

В то же время вице-премьер подчеркнул, что правительство не собирается отказываться от идеи через три-пять лет перевести нефтяную отрасль на НДД. "НДД — это один из инструментов, он сохраняется, пока реализуется в пилотном режиме. Пока есть сложности с администрированием…. Но очевидно, что этого инструмента недостаточно. Нужно заново, свежим взглядом оценить сложившуюся ситуацию", — отметил он.