МОСКВА, 14 июн - Прайм. Идея строительства отдельных высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России, поезда на которых смогут развивать скорость свыше 300 километров в час, зреет уже несколько лет. Обсуждения долго велись на разных уровнях, однако последние заявления президента России дают основания полагать, что проект все же начнут реализовывать.

Сейчас самым быстрым в РФ является поезд "Сапсан", который едет со скоростью до 250 километров в час на маршруте Москва-Санкт-Петербург. При этом развивать такую скорость поезд может только на участке 180 километров, который является частью общей инфраструктуры.

Для большей скорости нужно строительство отдельных путей. Согласно презентации РЖД, Китай в настоящее время занимает первое место по протяженности линий эксплуатации, где есть высокоскоростное движение (более 6,4 тысячи километров), затем следуют Япония (2,7 тысячи километров), Испания (2,1 тысячи километров), Франция (более 2 тысяч километров) и т.д.

Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин в интервью агентству "Прайм" говорил, что до 2030 года в разных вариантах и объемах предусмотрено создание до 4,2 тысячи километров высокоскоростных и почти 7 тысяч километров скоростных путей. Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями движения от 200 до 400 километров в час. Построить первую выделенную высокоскоростную линию в России Москва-Казань, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, могут успеть уже к 2018 году. Годовой пассажиропоток на линии к 2019 году прогнозируется в 7,4 миллиона человек, учитывая трафик между другими остановочными пунктами: Москва – Нижний Новгород, Москва – Владимир и т.д.

НЕ ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

По данным РЖД, впервые о ВСМ в Советском союзе задумались еще в шестидесятые годы, но каждый раз заниматься строительством магистрали не позволяла обстановка в стране. В частности, в девяностые был разработан инвестиционный механизм строительства (привлечение частного капитала под госгарантии), подготовлено ТЭО и участок под застройку трассы. Параллельно шло проектирование, строительство и обкатка отечественного высокоскоростного поезда "Сокол". Однако дефолт 1998 года нарушил финансирование проекта, темпы его реализации резко замедлились и целый ряд работ был свернут.

Вновь о проекте заговорили только в 2004 году, тогда министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил за возобновление строительства высокоскоростной магистрали. Предложение поддержал президент РЖД Владимир Якунин. Несколько лет в качестве пилотного проекта ВСМ называли маршрут Москва-Санкт-Петербург. Однако сейчас базовым проектом обсуждается Москва-Казань.

МОСКВА-КАЗАНЬ

Выбор в пользу именно этого направления в интервью агентству "Прайм" Мишарин объяснял рядом факторов: пассажиропоток, развитие регионов, перспектива, транзитная геополитика, стоимость строительства, активность регионов. По его словам, направление на Восток открывает перспективы для развития Поволжья, Урала и транзита через эти территории. Кроме того, линия Москва-Казань проходит по территории шести регионов, связывает пять столиц субъектов и три агломерации Московскую, Нижегородскую и Казанскую. При этом ведется обоснование инвестиций еще на двух направлениях: кроме Москва-Санкт-Петербург, это продолжение ВСМ до Екатеринбурга с подключением Уфы, Перми и Челябинска, а также линия на Юг до Адлера.

Организация движения по ВСМ на Урал и на Юг имеют хорошую перспективу, полагает эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Лев Рузавин. В частности, по его словам, эти направления пользуются повышенным спросом, особенно в летний период, и на них сосредоточенны крупные промышленные и рекреационные центры России с городами-миллионниками.

Согласно опросу, проведенному агентством "Прайм" на своем сайте, 43,3% считают, что начать строительство ВСМ в России надо с линии Москва - Нижний Новгород - Казань – Екатеринбург. На втором месте по предпочтениям идет Москва - Ростов-на-Дону – Адлер (31,6%), на третьем Москва - Санкт-Петербург (16,6%).

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Решение о старте пилотного проекта ВСМ Москва – Казань было принято на совещании у президента РФ Владимира Путина в мае в Сочи. Общая стоимость строительства оценивается в 928 миллиардов рублей, из которых 650 миллиардов рублей - государственный грант (еще 315 миллиардов рублей госсубсидий понадобится на этапе эксплуатации), остальное – частные средства. По словам Якунина, если привлечь средства Фонда национального благосостояния, то объем бюджетного финансирования может быть снижен с 650 миллиардов до 371 миллиарда рублей. Мишарин в интервью "Прайму" добавлял, что невозвратный грант государства может быть уменьшен до 50%, а при отдельных вариантах и до 40% в случае оптимизации налогов.

Эксперт ИПЕМ отмечает, что частный инвестор "потянется" только после того, как государство определится с долгосрочными юридическими и финансовыми гарантиями для участников проекта, а также объемами государственного финансирования, которые обычно в зарубежных странах составляют около 70%.

Мишарин говорил, что окончательно схема финансирования будет понятна после разработки проектно-сметной документации, которая позволит уточнить стоимость строительства, сроки реализации, организационно-правовую схему и финансовую модель. РЖД за год должны доработать все детали. При этом топ-менеджер говорит, что средняя цена строительства одного километра ВСМ в России (20-22 миллиона евро) примерно соответствует европейскому уровню.

КТО ПОСТРОИТ

Когда обсуждался проект ВСМ Москва - Санкт-Петербург представители "Скоростных магистралей" ("дочка" РЖД, координатор проекта ВСМ) говорили, что шесть иностранных консорциумов – из Германии, Испании, Италии, Китая, Кореи и Франции - готовы побороться за строительство этой магистрали. После того, как пилотным проектом было решено сделать Москва-Казань, РЖД встречались с компаниями - потенциальными участниками проекта из разных стран, рассказывал "Прайму" Мишарин.

По его словам, они все проявляют большую заинтересованность. Что касается количества консорциумов, то первый вице-президент РЖД не исключал, что их может стать пять, семь или они могут перегруппироваться. РЖД рассматривают возможность разбивки ВСМ Москва-Казань на участки и проведение по каждому отдельного конкурса. Тогда принять участие в строительстве могут несколько международных консорциумов. Мишарин пояснял, что это делается для более быстрого строительства, разделения рисков, привлечения разных технологий и опыта, накопленного в Европе и Азии.

Российская промышленность также выиграет от реализации проектов ВСМ. Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что российский бизнес в рамках реализации проекта ВСМ получит заказ на строительную продукцию в объеме более 270 миллиардов рублей, до 100 миллиардов рублей заказов на технику и обустройство линии. При этом проектировщикам и строителям ВСМ Москва-Казань предстоит выполнить ряд сложных задач. В частности, построить крупные мосты через Волгу и Каму.

"ЗА" И "ПРОТИВ"

Безусловно, у сторонников ВСМ есть веские аргументы "за" строительство ветки Москва-Казань и далее на Урал, говорит эксперт "Покровка Финанс" Сергей Парсегов. По словам Якунина, потраченный триллион рублей вернется 5 триллионами рублей от новых рабочих мест, заводов, налогов, а высокоскоростные поезда ограничат аппетиты владельцев авиакомпаний в вопросе роста цен на билеты.

"Однако не нужно думать, что ВСМ – панацея от инфляции и спада в экономике. Примеры РАО "Высокоскоростные магистрали" и поезда "Сокол" должны служить напоминанием о том, что любое благое начинание в России может легко обернуться многомиллиардными потерями и убытками", - отмечает Парсегов.

Рузавин из ИПЕМ считает, что скоростные и высокоскоростные поезда для России – это необходимость. "Не может государство существовать и развиваться в условиях ограниченной транспортной подвижности населения", - поясняет свою позицию эксперт, напоминая, что сейчас самым быстрым в России является "Сапсан", курсирующий по путям общего пользования.

По словам первого вице-президента РЖД, создание интегрированной сети скоростного и высокоскоростного движения, позволяет высвобождать действующие направления для грузового движения, пустить по ВСМ, помимо высокоскоростных, ночные скоростные поезда со скоростями 200-250 километров в час и скоростные контейнерные поезда.

ПОЕЗДА И БИЛЕТЫ

Для высокоскоростной магистрали потребуются соответствующие поезда. Инфраструктура, говорил Мишарин "Прайму", не строится под вагоны конкретного производителя. По его словам, нужно больше сотни поездов различного назначения. Обязательным условием при закупке подвижного состава будет локализация.

Старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович недавно высказывал мнение, что разные производители в перспективе могут консолидироваться для выпуска высокоскоростных поездов в России. Он напомнил, что высокоскоростной поезд третьего поколения ICE собирался тремя компаниями Bombardier, Alstom и Siemens. По словам Гапановича, сейчас наиболее подготовленной по оснащенности и требованиям к высокоскоростному движению является площадка в Екатеринбурге, где группа "Синара" с немецким концерном Siemens выпускают локомотивы и электропоезда "Ласточка". Разработкой скоростной контейнерной платформы сейчас занимаются центр, созданный РЖД совместно с "Татравагонка" и "Трансмашхолдингом" .

Чтобы пассажиры отдавали предпочтение поездке по ВСМ, цена билета должна быть конкурентной по сравнению с другими видами транспорта. Якунин говорил, что стоимость проезда составит от 1 до 10 рублей за километр пути в зависимости от класса вагона. Расчет был сделан исходя из данных по тарифной политике в высокоскоростном дорожном движении зарубежных стран. Длина маршрута ВСМ Москва-Казань составит 803 километра. Исходя из цифр, представленных Якуниным, проезд по высокоскоростной магистрали может составить минимум 803 рубля - максимум 8,030 тысячи рублей. Согласно презентации РЖД, в среднем тариф составит 3,788 тысячи рублей. Время в пути, как сообщалось, сократится до 3,5 часа. Сейчас от Москвы до Казани можно доехать на поезде примерно за 11 с половиной часов примерно за 700 с лишним рублей в сидячем вагоне, примерно за 3 тысячи рублей в купе и около 6 тысячи рублей в люксе.

Надежда Фролова, "Прайм"