При этом было допущено сразу две ошибки. Ошибка первая: оба сообщения оказались "утками", но наделали много шума на рынках. Ошибка вторая: пока обманное сообщение не попало в интернет-СМИ, никто и не заметил скромное объявление в "Ведомостях" и полнополосную цветную рекламу в "Коммерсанте".
МАСШТАБНАЯ ПРОВОКАЦИЯ
Днем в четверг ряд СМИ, ссылаясь на российского автопроизводителя, сообщили, что "АвтоВАЗ" объявляет об обратном выкупе своих акций у физических лиц. В сообщении была указана цена, объем выкупаемых акций и схема обратного выкупа.
Аналогичное сообщение о buy back "АвтоВАЗа" на правах рекламы разместила в четверг газета "Ведомости".
В свою очередь, газета "Коммерсант" в номере от 20 декабря разместила рекламное объявление, якобы, структурного подразделения "АвтоВАЗа" - дилера "ЛАДА-ФАВОРИТ" - об "уникальном предложении для каждого российского автолюбителя". Компания анонсировала обманную акцию: снижение цен на ряд автомобилей Lada до 300 миллионов рублей.
К слову, на печатные рекламные объявления рынок отказался реагировать: никто не заметил этих сообщений. Тогда в середине дня "доброжелатели" "АвтоВАЗа" отправили информацию о пcевдовыкупе акций в электронные СМИ. И рынок не заставил себя ждать.
Обнародованное сообщение стимулировало резкий рост цен на акции компании – при общей вялой динамике рынка рост котировок обыкновенных акций "АвтоВАЗа" в течение торгов достигал 23%, префов - 16%. Позднее аналитики шутили: кто-то очень удачно "поиграл" с акциями автогиганта.
Пресс-служба "АвтоВАЗа" поспешила успокоить рынок только спустя полтора часа. Представитель "АвтоВАЗа" назвал обнародованные сообщения "провокацией" и заверил, что источники обманной информации не имеют никакого отношения к автопроизводителю.
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?
Каждый из трех источников информации был представлен своим юридическим лицом.
Так, пресс-релиз в электронном виде распространила некое ООО "ЛАДА ФАВОРИТ" – данная компания не значится в реестре юридических лиц. Рекламу в "Коммерсанте" презентовало уже ООО "ЛАДА-ФАВОРИТ", зарегистрированное в 2003 году в городе Иваново, а в 2010 году перерегистрировано в республике Дагестан. Информационное сообщение в "Ведомостях" осталось без источника, однако в издании РИА Новости сообщили, что заявку на размещение материала подало рекламное агентство.
Официальный представитель "АвтоВАЗа" поспешил заверить, что, несмотря на заявления распространителей "уток", ни одно из названых лиц не имеет отношения к работе автопроизводителя, не фигурирует в списках автодилеров и не входит в структурные подразделения компании.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Акции "АвтоВАЗа" уже показывали стабильный рост в текущем месяце: в начале декабря рынок ждал подписания соглашения между основными акционерами компании.
Франко-японский альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростехнологии" 12 декабря заключили соглашение о создании СП по управлению автогигантом. СП будет владеть всеми принадлежащими им акциями в уставном капитале предприятия. По соглашению, Renault получит 50,1% в СП к июню 2014 года, Nissan - 17,03%. "Ростехнологии" получат 32,87%. На момент совершения сделки в 2014 году СП выкупит все акции российского автоконцерна, которые сейчас принадлежат Troika Dialog Investments Limited - 20,14%.
При этом, сделка не предусматривает оферту миноритариям на выкуп их акций из-за ее структуры, сообщал журналистам соруководитель Sberbank CIB (один из акционеров "АвтоВАЗа") Рубен Варданян после подписания соглашения.
По мнению аналитиков, деинформаторы просто "сыграли" на акциях "АвтоВАЗа": с учетом существующей сделки между акционерами, небольшим объемом акций в свободном обращении и их низкой ликвидностью, другие манипуляции были бы просто неразумны.
"Не думаю, что данное событие отразится на ситуации с акционерами автоконцерна. Скорее всего, кто-то просто заработал на этих сообщениях", - сказал агентству "Прайм" аналитик из "Атона" Михаил Пак.
В свою очередь, аналитик из "Инвесткафе" Андрей Шенк предположил, что данные спекуляции могут привести к существенным скачкам на фондовом рынке, что может оказать негативное воздействие на инвестиционную привлекательность акций, что в свою очередь повлияет на котировки.
"Однако существенного влияния на операционную деятельность компании, а также на заключение сделки между "Ростехнологиями" и Renault-Nissan эта ситуация не окажет. Справедливая цена по акциям "АвтоВАЗа" составляет 21,3 рубля за акцию", - сказал Шенк.
Аналитик отметил, что реакцию на рынке вызвала информация о цене акций по buy back: цена, указанная в сообщении, была сильно завышена - по 24 рубля при цене закрытия торгов накануне в 15 рублей.
ОАО "АвтоВАЗ" - автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Концерн серийно выпускает автомобили LADA Largus, LADA Granta, LADA Kalina , LADA Priora, LADA Samara, LADA 4x4, LADA-21074. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год.
Сейчас "Ростехнологии" владеют 28,89% акций "АвтоВАЗа", Renault - 25%, Troika Dialog Investments Limited - 20,14%.
Юния Полякова, Прайм