МОСКВА, 26 фев - Прайм. Банк России не видит угрозы кризиса ликвидности, однако готов в случае дефицита рыночного обеспечения у банков для рефинансирования в ЦБ выстроить несколько эшелонов обороны – аукционы валютных свопов на условиях аукционного РЕПО, среднесрочное рефинансирование по плавающим ставкам, в том числе, под нерыночное обеспечение, кредитование банков под залог драгметаллов в безналичном виде, сообщил зампред ЦБ РФ Сергей Швецов журналистам во вторник, представляя новое издание Банка России – квартальный обзор денежного рынка.
Авторы обзора обращают внимание на опережающий рост спроса на ликвидность по сравнению с увеличением объема обеспечения в четвертом квартале и не исключают его дефицита в будущем, советуя банкам активно использовать операции "валютный своп".
"Речь идет не об общем дефиците обеспечения, а о дефиците по операциям РЕПО. Следующие уровни защиты – иностранная валюта, драгметаллы, которые мы начали принимать в слитках и в этом году начнем принимать в безналичном виде, наконец, 312 Положение. И в конце стоят беззалоговые кредиты, но даже в самых плохих сценариях на ближайшие три года мы пока не видим необходимости в этом инструменте. Все эти уровни достаточны, чтобы… удовлетворить спрос на деньги", - сказал Швецов.
Другой участник презентации - замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев – успокоил журналистов, сообщив, что на конец года в распоряжении банков имелись бумаги из ломбардного списка ЦБ на 4 триллиона рублей, и этот портфель растет на 25% в год. Еще на 1,4 триллиона рублей банки зарегистрировали в ЦБ нерыночные обязательства и на 700 миллиардов рублей – поручительства. Итого потенциал рефинансирования составляет 6,1 триллиона рублей, что равно 12% пассивов. "При этом текущий уровень рефинансирования, который был зарегистрирован на 1 февраля - 4,5% пассивов, то есть мы можем нарастить от текущего уровня в 3 раза объем рефинансирования… На горизонте 2-3 лет сектор не будет страдать от дефицита возможного рефинансирования", - заверил Моисеев.
По его словам, коэффициент утилизации рыночного обеспечения на вчерашний день составлял 45%. "Уровень, который может вызывать беспокойство регулятора и требовать превентивных мер по расширению перечня обеспечения или по изменению конфигурации операций, чтобы валютные свопы задействовать и так далее, то такой уровень находится за пределами 70% утилизации", - считает замдиректора департамента.
Швецова не пугает даже 90% - банки выживут, просто им придется брать у ЦБ более дорогие средства под нерыночные активы.
"Это похоже на нагревание льда. Сначала лед нагревается, потом начинает таять, потом начинает вода кипеть, образовывается пар. Есть некие уровни защиты, через которые система должна пройти, чтобы приблизиться к кризису. Мы находимся в стадии, когда все эти уровни впереди. Кризиса ликвидности на горизонте не видно, как не видно и кризиса дефицита обеспечения у кредитных организаций", - заявил зампред.
Между тем авторы обзора признают, что в четвертом квартале сохранялся структурный дефицит ликвидности, в результате чего ставки денежного рынка стабильно находились в верхней части процентного коридора ЦБ, что не совсем соответствует целям процентной политики регулятора.
СВЕТЛОЕ ЗАВТРА
Планируемый с 2015 года переход к режиму инфляционного таргетирования предполагает более четкое управление ставками денежного рынка. Для этого вся система инструментов денежно-кредитной политики ЦБ подвергнется реформированию.
"В плане перехода к инфляционному таргетированию есть пункт "система инструментов". Мы собираемся обсудить не отдельные элементы, а картинку в целом: посмотреть, какая она сейчас и какой она должна быть, и как от нашей сегодняшней печки перейти в светлое завтра", - сказал Швецов.
Некоторое облегчение подопечные ЦБ должны почувствовать уже в следующем месяце: на 18 марта (плюс-минус неделя) запланирован запуск давно анонсированного внебиржевого трехстороннего РЕПО с корзиной ценных бумаг, сообщил Швецов. Функцию по управлению обеспечением – автоматический подбор ценных бумаг, замену обеспечения, маржирование сделок РЕПО – возьмет на себя НРД, а банки к тому же получат возможность использовать евробонды российских эмитентов для привлечения "длинных" денег ЦБ. "Это будет предтеча трехстороннего РЕПО с центральным контрагентом, которое будет запущено в следующем году", - добавил он.
Банк России определился и со сроками запуска среднесрочного рефинансирования по плавающим ставкам, с которым многие участники рынка связывают возможность существенного смягчения монетарных условий. По словам Швецова, этот механизм будет запущен в третьем квартале. Детали ЦБ пока не раскрывает.
Неожиданным стало заявление о создании уже в этом году условий для проведения Центробанком аукционов "валютный своп" на условиях аукционов РЕПО.
"Технически биржа готовит нам аукционы своповые. Если мы почувствуем, что это необходимо, мы просто склеим своповые аукционы с аукционами РЕПО, и будет один продукт, то есть кредитование под валюту станет проводиться на тех же условиях, то есть, с точки зрения сроков, маржин-коллов, процентных ставок... будет приравнено к операциям РЕПО… Если будет принято решение начать эти операции, то, скорее всего, ставка будет одна и та же", - сказал Швецов. По его словам, речь идет о полной линейке своп-аукционов – от одного дня до года.
Зампред ЦБ не назвал возможные сроки запуска этого инструмента, отметив, что такая необходимость может возникнуть в случае дефицита рыночного обеспечения.
Более благоприятные условия по валютным свопам могут добавить банкам обеспечение на триллион рублей. По оценке экономиста Росбанка Владимира Цибанова, банки смогут использовать для рефинансирования в ЦБ валюту на 1,2-1,3 триллиона рублей, которая сейчас размещена на корсчетах в иностранных банках. "Это существенно расширяет объем обеспечения и позволит во многом стабилизировать ставки овернайт на уровне ключевой ставки ЦБ в 5,5%", - считает он.
Введение среднесрочного рефинансирования по плавающим ставкам, по мнению Цибанова, позволит снизить ставки денежного рынка на 50-100 базисных пунктов, что существенно смягчит монетарные условия.
Однако Моисеев призвал не рассматривать валютные свопы в качестве базового инструмента рефинансирования ЦБ. "Любой кредитор последней инстанции заинтересован в развитии денежного рынка в национальной валюте, и рублевые инструменты всегда будут иметь приоритет", - сказал он.
Представитель ЦБ признал, что регуляторы Швейцарии, Сингапура, Южной Кореи используют валютные свопы, но только в условиях дефицита ликвидности.
"Это создает некоторое давление и возможность арбитража на валютном рынке. Это инструмент для спокойных условий, он не будет использоваться, когда будет давление на валютном рынке. Скорее всего, он не будет никогда базовым инструментом, он будет одним из сопутствующих инструментов", - пояснил Моисеев.