МОСКВА, 22 июн - ПРАЙМ. Украина в понедельник выплатит России очередные 75 миллионов долларов купонного дохода по еврооблигациям 2013 года на 3 миллиарда долларов, заверила в пятницу министр финансов страны Наталия Яресько. В этом случае дефолт Украине пока не грозит.
Опрошенные РИА Новости аналитики также не подвергали сомнениям выплату купона. Однако возврата в декабре всей суммы кредита, который власти Украины уже окрестили "взяткой Януковичу", вряд ли стоит ожидать, считают они.
Маккейн: США смогут поставлять газ на Украину через два года >>
В преддверии июньских выплат в адрес РФ в украинских СМИ со ссылкой на неназванные источники в правительстве стала появляться информация, что гасить купон не будут. Парламент страны в мае принял закон, позволяющий приостанавливать выплаты по реструктурируемым внешним долгам. В список бумаг, к которым может быть применен мораторий, попал и выпуск евробондов, выкупленный Россией в конце 2013 года.
Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, комментируя эту информацию, заявлял, что Россия ожидает поступления очередного платежа по долгу Украины 22 июня (дата платежа по договору приходится на выходной – 20 июня). Невыплата же будет означать дефолт, что, по словам Сторчака, не в интересах Украины.
В пятницу замминистра высказал мнение, что выплата купона позволит Украине выиграть время для дальнейшего диалога с кредиторами, который пока не увенчался успехом.
Малая цена за отсрочку дефолта
Аналитики, опрошенные РИА Новости, сошлись на том, что 75 миллионов долларов - небольшая цена за отсрочку дефолта, а вот своевременное погашение всего долга (в декабре) маловероятно.
"Денег немного, а для дефолта пока рано. Вот в декабре – другое дело… Средств (на возврат долга в 3 миллиарда долларов – ред.) нет", - заявил РИА Новости главный экономист UniCredit Bank AG Любомир Митов.
"Невыплата купона слишком редка в мировой практике. Речь идет о небольшой сумме, которая даже для Украины в ее нынешнем состоянии незначительна. Малая цена, чтобы отложить дефолт и попытаться в эти несколько месяцев договориться о реструктуризации", - соглашается директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев.
Он также отметил, что дефолт по евробондам стал бы скандалом. Это сильно затруднило бы приход на Украину инвесторов и денег, которые остро нужны украинской экономике.
Может ли МВФ перекрыть денежный кран?
Слухи о возможной невыплате купона по евробондам 22 июня заставили обратиться к документам МВФ.
"Газпром" на ПМЭФе застраховался от Украины по всем фронтам >>
Невыполнение обязательств перед суверенным заемщиком автоматически останавливает программу помощи Международного валютного фонда, гласят правила организации. Суверенный заемщик, по терминологии МВФ, - страна, группа стран или глобальная финансовая организация. Просрочка по коммерческому долгу (частным фондам и организациям) причиной для остановки финансовой помощи не является.
Поскольку денег у украинского правительства на погашение долга перед РФ в декабре нет, оно пытается представить его как коммерческий, ссылаясь на то, что облигации были куплены на Ирландской бирже.
Президент Украины Петр Порошенко в интервью агентству Блумберг пошел еще дальше, заявив, что эти 3 миллиарда долларов - "взятка Януковичу за то, что он отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе".
Президент России Владимир Путин логично ответил, что тогда и любые другие инвестиции в Украину тоже можно считать взятками, но только в пользу подписания соглашения. Премьер-министр Дмитрий Медведев написал в своем Twitter, что в таком случае обсуждаемая Украиной помощь от МВФ – "подготовка масштабного воровства".
В МВФ не ответили на запрос РИА Новости, квалифицировалась ли бы невыплата купона по евробондам 22 июня как просрочка по суверенному долгу (то есть причина для остановки помощи Украине).
Вопросы реструктуризации
Реструктуризация внешнего долга является одним из условий новой программы помощи Украине от МВФ - это 15,3 миллиарда долларов, выплаты по которым правительство Украины обязалось сократить или перенести через переговоры с кредиторами.
Сам МВФ обещает выделить Украине 17,5 миллиарда долларов, а объем помощи от всех международных кредиторов за четыре года может достигнуть 40 миллиардов долларов (включая реструктуризацию).
Держателем 8,9 миллиарда долларов украинского долга является комитет кредиторов. В него входят три американских инвестфонда - Franklin Advisers (входит в Franklin Templeton), TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates, а также бразильский инвестбанк BTG Pactual. Переговоры возглавляет Franklin Templeton.
МВФ приветствует попытки Украины договориться с кредиторами >>
Переговоры о реструктуризации долгов Украины пока нельзя назвать успешными. Комитет кредиторов уже выразил недовольство негибкостью украинских властей, а также тем, что украинский Минфин действует по указке МВФ, а не в интересах страны. Российские же власти заявляли, что Украина в принципе не выходила к ним на официальные переговоры по долгу.
В связи с этим министр финансов Украины Яресько нашла нужным пояснить, что реструктуризация желательна, но необязательна для продолжения финансовой помощи от МВФ, очередной транш которой в 1,7 миллиарда долларов Киев ожидает в июле.
Почему РФ не дала Украине денег напрямую
Спор о том, как квалифицировать долг Украины перед РФ в 3 миллиарда долларов - как коммерческий или как суверенный, не возник бы, если бы Россия предоставила Украине заем напрямую (без использования инструмента евробондов).
Ответ, почему деньги были выделены именно в таком виде, прост, объясняют аналитики: РФ не хотела предоставлять заем напрямую, так как Украина уже в 2013 году находилась не в лучшем финансово-экономическом состоянии.
"Приобретение евробондов – это первоклассный заем. На страже РФ – европейское законодательство", - говорит Разуваев из "Альпари".
Кроме того, украинский парламент до сих пор не ратифицировал так называемый "нулевой вариант". По нему РФ – наследница как долгов, так и всех активов СССР. То есть у двух стран до сих пор не урегулирован вопрос взаимозачетов. Хотя, по словам Разуваева, предъявить претензии на активы СССР Украина могла бы лишь под угрозой расторжения Беловежского соглашения.