Руководствуясь целями развития городской инфраструктуры, экономической активности и обеспечения населения комфортными условиями проживания Департамент торговли и услуг города Москвы разработал проект «О критериях допустимости размещения нестационарных торговых объектов в г. Москве», который обсуждался на расширенном заседании Комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской ТПП. Данные критерии должны стать едиными городскими нормативами, которыми следует руководствоваться как при упорядочении уже имеющихся нестационарных объектов торговли, так и размещении новых без рисков для функционирования и развития всех видов городской инфраструктуры.
Как заметил генеральный директор МТПП Юрий Азаров, палата не первый раз обсуждает проблемы, возникшие в сфере мелкорозничной торговли. Так, год назад палата встала на защиту предпринимателей – арендаторов подземных пешеходных переходов и помогла им сохранить свой бизнес, а также отстаивала интересы малого бизнеса, развернутого на остановочно-торговых модулях. Однако, несмотря на совместные усилия МТПП и бизнеса, результаты оказались неутешительными: предприниматели и работники ОТМ лишились своего дела и работы в результате отмены руководством города ранее принятого решения Правительства Москвы о создании остановочно-торговых модулей без соответствующей компенсации.
По вопросу разработки и принятия критериев Юрий Азаров высказал пожелание заинтересованным сторонам найти компромиссное решение, отвечающее интересам всех: предпринимателей, администрации, а главное, жителей города. Также руководитель Московской торгово-промышленной палаты и председатель профильного Комитета МТПП Михаил Мандалян выразили признательность Департаменту торговли и услуг города Москвы за сотрудничество с бизнес сообществом при разработке критериев.
Представляя проект, консультант отдела нестационарной розничной торговли Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Фролов подчеркнул, что проект создавался с учетом мнения предпринимательского сообщества, общественных организаций и профессиональных экспертов и базируется на действующей федеральной нормативной базе. К созданию критериев разработчиков подтолкнули, с одной стороны, недостатки существующей нормативной базы (разночтения, противоречия), с другой – усилившееся давление со стороны граждан, которые, по выражению докладчика, буквально завалили Департамент жалобами в связи с массовым сносом нестационарных торговых объектов. Необходимо было создать четкие правила, не подлежащие двоякому толкованию, и они были разработаны в виде критериев, представленных в числовом выражении. Критерии определяют размеры зон, ограничивающих размещение нестационарных объектов у перекрестков, входов/выходов подземных переходов, сооружений Метрополитена, остановок общественного транспорта, витрин, окон жилых домов и у края проезжей части. Алексей Фролов информировал, что проект согласован с Москомархитектурой и другими заинтересованными ведомствами, кроме Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, который предложил свои более жесткие ограничения по размещению нестационарных объектов у остановок общественного транспорта и у края проезжей части.
Позицию Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы изложил заместитель начальника отдела Департамента Виктор Саушкин. Он отметил, что одна из главных задач работы Департамента по увеличению интенсивности работы наземного городского транспорта начала успешно решаться благодаря введению выделенных полос для общественного транспорта: введение шести выделенных полос уже привели к увеличению пассажироперевозок на 12%. Ограничения, которые Департамент транспорта требует ввести в отношении нестационарных объектов у остановок общественного транспорта, преследуют целью не создавать помехи работе общественного транспорта и полностью соответствуют федеральным нормативам. Виктор Саушкин указал, что данные требования особенно важно соблюдать у остановок с максимальной транспортной нагрузкой, например, вблизи вокзалов и аэропортов. С этим согласен и бизнес, но в остальных случаях предприниматели считают требования Дептранса не приемлемыми. И не потому, что объекты смещают на невыгодные позиции, а потому что их просто некуда будет ставить: в Центре города этого не позволяет сделать плотная застройка и узость тратуаров, а на многих улицах районного значения – незначительные расстояния между остановками. По мнению Михаила Мандаляна, Департамент транспорта своими ограничениями попросту предлагает запретить нестационарную торговлю на московских улицах. В свою очередь Алексей Фролов поделился своими опасениями, насколько сильно может сказаться на бизнесе ужесточение требований по вводимым критериям. По его прогнозу, в случае принятия поправок Дептранса, количество нестационарных объектов торговли и услуг в Москве может сократиться до 60%.
Участники заседания дружно выразили несогласие с теми методами, которыми Департамент транспорта Москвы намерен бороться с проблемой городских пробок. Заместитель председателя Комитета, руководитель Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы Сергей Марков заявил, что неправильно решать проблемы транспорта за счет бизнеса. Поскольку главная претензия транспортников в том, что недобросовестные автолюбители нарушают правила дорожного движения, совершая покупку в торговой точке, было бы правильно всерьез заняться борьбой с нарушителями и не подменять необходимость соблюдения правил дорожного движения уничтожением мелкорозничной торговли. Руководитель экспертно-аналитического центра Межрегионального профсоюза предпринимателей Полина Денисова и вовсе считает, что в действиях Департамента отсутствует практическая логика, поскольку одним из способов решения транспортной проблемы является исключение «дальних покупок», не требующих поездок на общественном или личном транспорте. Решению этой задачи как раз и способствует развитие нестационарной розничной торговли шаговой доступности. О том, какую важную роль нестационарные объекты торговли и услуг шаговой доступности играют для людей с ограниченными физическими возможностями, говорил председатель Центральной окружной организации МГО Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Игорь Федотов. Массовый снос палаток и павильонов, где можно было не только купить хлеб, молоко и другие необходимые продукты, но и починить обувь или воспользоваться услугами металлоремонта, лишил многих жителей привычных удобств, а социально незащищенным людям принес массу дополнительных забот.
Перечень товаров, разрешенных к продаже в нестационарных торговых точках, которые власти оставили в зоне остановок общественного транспорта, также вызвал диспут. Как сообщил Виктор Саушкин, предлагается разрешить продажу проездных и театральных билетов, печатной продукции и мороженого. Предприниматели явно недоумевали, почему пассажирам отказано в покупке других видов продукции, например, воды или соков. По их разумению, было бы логичнее составить перечень неразрешенных к продаже товаров, предоставив предпринимателям самим составить ассортимент продукции, ориентируясь на вкусы покупателей.
Еще предприниматели были крайне обеспокоены тем, что на фоне тотальной зачистки нестационарных объектов в Москве, работа над принятием критериев идет слишком медленно. Как мрачно пошутил один из участников заседания, может случиться, что к началу действия критериев, их не к кому будет применить.
Кроме того, выяснилось, что ни Департамент торговли и услуг, ни Департамент транспорта не смогли провести анализ данных о последствиях для бизнеса предлагаемых критериев. Этот пробел в работе департаментов участники рынка посчитали недопустимым.
Итогом заседание явилось решение его участников обратиться к Заместителю Мэра Москвы, председателю МВК по потребительскому рынку при Правительстве г. Москвы Андрею Шаронову с просьбой ускорить работу по принятию проекта «О критериях допустимости размещения нестационарных торговых объектов в г. Москве», как документа, имеющего исключительную актуальность и значимость для участников рынка нестационарной розничной торговли и услуг. И в тоже время оговорить возможность для предпринимателей в случае нестандартной ситуации, выходящей за рамки утвержденных критериев, участвовать в рассмотрении ситуации и принятии по ней решения Межведомственной комиссии по потребительскому рынку.
Московская торгово-промышленная палата и профильный Комитет МТПП предложили помощь департаментам в согласовании спорных критериев и выразили надежду, что в своей работе разработчики будут руководствоваться интересами населения и учитывать результаты и последствия предлагаемых нововведений для бизнеса и города в целом.
Елена Барашева,
пресс-служба МТПП