Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Азиатские инвесторы готовятся к "битве" за проекты на Дальнем Востоке

Интервью
Экономика
  • Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ) Алексей Чекунков
    © предоставлено ФРДВ

СОЧИ, 28 фев - ПРАЙМ, Дарья Станиславец. Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона намерен в ближайшие несколько месяцев создать два совместных фонда с китайскими инвесторами для развития проектов в сфере туризма и инфраструктуры, а также в горнорудной промышленности и добыче золота на Дальнем Востоке. Общий объем фондов составит 2 миллиарда долларов. При этом 90% средств предоставят китайские инвесторы. О том, как китайские и азиатские инвесторы готовятся к "битве" за участие в проектах на Дальнем Востоке, о тектоническом сдвиге в восприятии инвесторами восточных российских территорий и возможных круизных маршрутах, развитии производства аквакультур и кредитовании тех, кто поедет за "дальневосточным гектаром", в интервью "Прайм" рассказывает генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков.

- Какие проекты вы сейчас обсуждаете с партнерами?

- В ближайшее время мы планируем создание двух фондов, один из которых мы запустим с крупными партнерами из туристической отрасли. Это крупная азиатская семья (семья Роберта Коука, которому принадлежит Shangri-La Hotels and Resorts - прим ред.), которая владеет, в частности, мировой сетью отелей "Шангри-Ла". Общий объем их активов порядка 30 миллиардов долларов. Совместно с ними и крупнейшей китайской строительной компанией China State Construction Engineering Corporation (CSCEC) мы договорились создать фонд для инвестиций в инфраструктуру и строительство. Таким образом, в основном в этом фонде будут частные деньги институциональных инвесторов, в том числе компании CSCEC. Сейчас мы ведем отбор проектов для инвестиций, в том числе туристических проектов. Смотрим на объекты в горнолыжных курортах "Горный воздух" в Сахалинской области и "Холдоми" в Хабаровском крае. Сахалин сам по себе достаточно обеспечен ресурсами, поэтому он развивает туристические объекты за свой счет. Сахалин вполне конкурентоспособный в мировом масштабе, особенно с учетом того, что там очень близко японцы, корейцы, китайцы уже лыжи освоили. Так что Сахалин имеет очень большие перспективы развития горнолыжного кластера мирового уровня.

- Каково будет направление второго фонда?

- Второй фонд - это инвестиции в горнорудную промышленность с первоначальным фокусом на инвестиции в золото. Я думаю, через два-три месяца мы подпишем соглашение о создании этого фонда. Мы провели достаточно детальный отбор проектов. Есть якорные инвесторы из Китая, крупная частная группа. По результатам общения с рядом китайских госкомпаний мы поняли, что с частными компаниями работать быстрее. Мой совет российским бизнесам, которые ищут практического прогресса работы с Китаем - нужно серьезное внимание обратить на частный капитал. Его тоже много в Китае, а гигантские госкомпании давят своими миллионами сотрудников и триллионами активов, но на практике это некая разведка боем. Частные компании не хотят впустую тратить свое время и ресурсы. На Дальнем Востоке самые активные инвесторы из Китая - это частные компании. Самый активными интересантами из Японии являются крупные частные конгломераты, торгово-промышленные группы. Поэтому мы делаем активный упор на работу с частными азиатскими компаниями. В двух программах близки к подписанию соглашений - по инфраструктуре и строительству, а также в золотодобывающей и горнодобывающей отрасли.

- Какой объем фондов предполагается?

- Миллиард долларов в каждый фонд. ФРДВ должен вложить порядка 10% от этой суммы, остальное - деньги азиатских институциональных инвесторов и отраслевых компаний.

- В развитии каких месторождений заинтересованы китайские партнеры?

- В первую очередь это золото и драгоценные металлы. Добыча золота не обязательно предполагает экспорт физического золота. Это участие в капитале компаний, которые его добывают. Я думаю, такое решение они приняли в связи с их оценкой мировых валютных рынков. Это в определенной степени контринфляционные инвестиции. На фоне низких процентных ставок в Европе, когда основные опасения вызывали дефляционные процессы, за последние пять лет мы немного забыли об обесценивании валют и активов. Президент США Дональд Трамп по привычке называет Китай манипулятором валютными курсами, хотя на самом деле Китай старается не допустить слишком быстрой девальвации юаня. Юань слабеет и получается все страны-экспортеры заинтересованы в том, чтобы их валюты слабели. Когда эта гонка заново начнется по моей оценке, как инвестора, золото останется привлекательными с учетом того, что мировая добыча радикально не растет, крупных новых проектов нет. У Дальнего Востока серьезный потенциал нарастить добычу на базе открытых месторождений с совокупными ресурсами порядка 7 тысяч тонн золота.

В том, что касается строительства и инфраструктуры интересны как раз туристические объекты. Мы рассматриваем возможность создания терминалов для круизных судов. Это масштабные программы. В части этого вида туризма нужно целиться сразу в три точки - Владивосток, Сахалин и Петропавловск-Камчатский, между которыми необходимо создать круизный маршрут с возможным заходом на Аляску. Подобная модель в Азиатско-Тихоокеанском регионе эксплуатируется, иногда на таких судах есть плавучее казино, но сейчас в своих планах мы это не обсуждаем. Жители АТР фанаты круизного туризма, они его как бы для себя открывают. На материковом Китае в любом магазине для китайца все очень дорого. Предоставление возможности покупок в магазинах Duty Free с учетом ослабления юаня и йены реальная возможность для них так сказать, "затариться" импортными товарами.

При этом они совмещают отдых и покупки. То есть можно продавать товары без национальных налогов и надбавок. Это большой бизнес, который позволил бы России дать импульс развитию приморских городов, привлечь крупные инвестиции, исчисляемые миллиардами долларов.

Сейчас конкуренция за капитал в мире очень высокая. Но нам удалось создать условия, продвинуть проекты-локомотивы, проекты-ледоколы, проекты-лидеры, за которыми пойдут и другие инвесторы. Для нас крайне важно лично общение с инвесторами, чтобы они могли все увидеть собственными глазами. В этой связи большое значение имеют такие события как Восточный экономический форум, Дни китайского бизнеса, которые прошли во Владивостоке в декабре 2016 года, и планируются к проведению в Хабаровске. Мы показываем инвесторам мосты, показываем Остров Русский, показываем Дальневосточный университет, они видят погоду, и они возвращаются уже совершенно с другим пониманием, они разговаривают между собой, делятся впечатлениями. Поэтому, я думаю, что здесь, не то, что лед тронулся, произошел тектонический сдвиг. Азиатские инвесторы заинтересованы вкладывать в Дальний Восток и уже идет определенная конкуренция, соревнование между Японией, Китаем и Кореей в том, кто первый сделает значимые инвестиции.

- В какой стадии сейчас находится этот проект по развитию круизного туризма?

- Во Владивостоке и в Петропавловске-Камчатском есть проекты строительства круизных терминалов. Пока я не могу сказать, создан ли уже консорциум. Пока это те проекты, которые рассматриваются как возможные, базовые для инфраструктуры. Инвесторам интересны вложения в аэропорты, в первую очередь потенциально в Хабаровский. Также можно рассматривать и строительство гостиниц, проблема с которыми на Дальнем Востоке достаточно острая. Это направление работы связано с привлечением частных денег от азиатских институциональных инвесторов. Мы будем вкладывать средства в соотношении один к девяти в проекты не как поставщик льготного ресурса, чем до сих пор мы были, а как соинвестор, как проводник иностранного капитала.

Для модернизации аэропорта в Хабаровске мы нашли японских инвесторов - Sojitz Group. Сейчас идет досогласование тарифного уровня. Я думаю, совместно с ФАС мы сможем выработать приемлемый уровень тарифов для инвесторов. Нам необходимы новые аэропорты.

- Получается китайцы будут вкладываться в строительство терминалов для приема этих судов и строительство самих судов?

- Для того, чтобы проект стал реальным нужно сделать и то, и другое. Мы не можем строить терминалы, не понимая кто будут операторы, которые будут ими пользоваться. Необходима стратегия привлечения операторов, которые готовы заранее дать согласие на постановку своих лайнеров на эти маршруты, в том числе в круизную линию. Эта стратегия включает в себя строительство нескольких судов.

- Были ли переговоры с ОСК по этому вопросу?

- С ОСК наше сотрудничество на сегодня, в первую очередь, проходит в части коммерческого транспорта. Так с Сахалином и ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания - прим ред.) прорабатывается программа паромной связи Ванино-Холмск, на Амурском судостроительном заводе предполагается закладка двух новых автомобильно-железнодорожных паромов для обеспечения связи Сахалина с материком.

Заказчиком данных судов является ГТЛК. Что касается финансирования, то пока мы еще согласовываем условия. У нас есть разночтения по поводу сроков этого кредита. Здесь, конечно, необходимы длинные деньги сроком до 25 лет. ФРДВ в состоянии пока предложить только 4 миллиарда рублей при общей стоимости программы в 10 миллиардов. Остальные деньги для реализации всей программы ГТЛК получает по линии Минтранса. Сам срок строительства менее трех лет, то есть паромы должны быть запущены к 2020 году.

- Какие проекты предполагается реализовать для развития рыболовства на Дальнем Востоке?

- Президент России Владимир Путин поручил ФРДВ создать электронную торговую площадку для распределения рыбоводных участков и развития аквакультуры. Действительно, Дальний Восток радикально отличается от мирового устройства этой отрасли, где 50% водных биоресурсов относится к искусственно выращенным. На Дальнем Востоке искусственно выращивается лишь 0,2%. Невероятная неразвитость, хотя пригодными для культивации аквакультур специалисты считают порядка 2 миллионов гектар. Из них менее 1 % сегодня в обороте. Спрос на проекты в этой сфере со стороны инвесторов есть. Это высокомаржинальные товары, которые пользуются спросом. Решение, которое мы предлагаем, это свести все государственные процессы в одну электронную площадку, которая будет единым окном для инвесторов для того, чтобы: а) выбрать и изучить рыбоводный участок и б) получить право заниматься там бизнесом. То есть им не придется самим бегать по кабинетам, стучаться в закрытые двери, играя по непонятным правилам игры. До конца этого года мы создать интерактивную карту, где все доступные участки акватории будут разбиты на квадраты площадью 100 гектар каждый. В течение следующих трех месяцев мы с помощью Росрыболовства, Минвостокразвития попросим все заинтересованные ведомства исключить те квадраты, которые по каким-либо причинам не могут быть предоставлены инвесторам. И дальше все, что не запрещено, то разрешено.

- А каковы будут условия использования этих участков?

- По новой системе забронировать участок можно будет как билет в кино. Если есть свободное кресло, инвестор кликнул, фактически дал оферту. Одному лицу предполагается выдача не более десяти участков. Мы уже знаем, что это за инвестор так как перед этим он прошел предквалификацию, которая предполагает, что у него есть российское юридическое лицо и электронная цифровая подпись, необходимая компетенция, и он хочет эти участки вовлечь в оборот. Росрыболовство обязано сформировать на базе выбранных инвестором квадратов рыбоводные участки. Далее два месяца эти участки находятся на стадии изучения инвесторами. Отраслевые компании предпочитают изучать их сами, не опираясь на мнение органов власти. Два месяца - достаточный срок, для того чтобы изучить до 1000 гектаров. Через два месяца проводится электронный аукцион. Победитель вносит задаток в 20 миллионов рублей, а это уже серьезные деньги, которые больно потерять, если не выполнить условия аукциона. Таким оббразом мы не допустим срыва торгов недобросовестными участниками.

Юрий Петрович (Трутнев - прим ред.) поставил амбициозную задачу до конца этого года таким образом реализовать до трети доступных акваторий.

- Будет ли для этих участков выработан какой-то специальный налоговый режим?

- Это вторая идея, которая обсуждается. Юрий Петрович высказал идею о создании рыбоводного ТОРа. Я думаю, что в этом направлении мы будем двигаться в этом году для того, чтобы инвесторы пользовались всеми популярными механизмами, так как это бизнес с очень длинной окупаемостью, есть риски, связанные с погодой, с течениями. Любое сельское хозяйство, в том числе подводное, рискованно. Конечно режим ТОРов должен быть распространен и на этот важнейший для Дальнего Востока вид деятельности.

- Будут какие-то условия с российской стороны в части видов аквакультур, которые можно будет производить на этих участках?

- Есть места, где что-то более выгодно разводить, что-то менее. Мы не должны играть роль таких демиургов, которые управляют этим процессом. Природа решила, где что выгодно разводить, рынок решит - где, что пользуется спросом. Примерно весь юг Дальнего Востока, Приморье, Хабаровский край до пролива между Сахалином и материком считается одной из самых привлекательных в мире территорий для разведения аквакультур, в том числе Сахалин и Курилы для разведения аквакультуры. На этой территории в первую очередь мы и сфокусируемся уже сейчас.

- Кто будет оператором электронной торговой площадки?

- Мы проведем открытый конкурс. Но я бы предпочел, чтобы это была организация, которая имеет достаточные способности именно в области информационных технологий. В нашей стране есть компании, которые уже имеют эту компетенцию. Мы выступим организатором и профинансируем необходимые работы.

Могли бы вы рассказать о реализуемой Фондом программе кредитования малых и средних предприятий и о деталях нового соглашения с Почта Банком?

- Есть огромный неудовлетворенный спрос на дешевые деньги со стороны малого и среднего бизнеса. Мы запустили программу кредитования в ноябре 2016 года. За три с половиной месяца у нас уже выдано 170 кредитов на общую сумму около 2 миллиардов рублей. Миллиард фонда смешан с деньгами банков-партнеров программы, на сегодня их семь. Цель - до конца 2017 года выдать до 1000 кредитов на общую сумму в 10 миллиардов рублей, средняя ставка составляет 11%, что в сравнении с рыночной ставкой для таких заемщиков 16-17% является очень большим прогрессом. При этом срок кредитования до 10 лет. Конечно, для тех малых и средних предприятий Дальнего Востока, которые благодаря снижению ставки и удлинению срока кредитов получили возможность в 3-4 раза снизить нагрузку на денежные потоки бизнеса - это достаточно большой прорыв. Мы довольны этой программой и активным образом ее развиваем.

Дальнейшее развитие Фонда предполагает комплексный учет интересов развития всех сфер экономики и жизни Дальнего Востока. Мы не хотим быть заперты в стереотипе, что развитие Дальнего Востока - это только новый мост или дорога куда-нибудь. Человек, который берет дикий гектар, никак не используемый, огораживает его оградой, бурит там водяную скважину, ставит там сруб или теплицу, или распахивает этот гектар - это тоже развитие. Причем я считаю, что это важный психологический проект. У людей появляется гектар в некой дали, но это прекрасная даль, там очень комфортно. Мы этим гражданам предоставляем деньги сроком до пяти лет и по стоимости 8-10,5% годовых, что для потребительского кредитования в принципе беспрецедентно. Использовать эти деньги они смогут на покупку широкого перечня связанных с освоением гектара товаров и услуг.

Мы искренне хотим поддержать движение на Восток людей, которые будут на этих гектарах реализовывать свои идеи.

-А вы предполагаете какой-то единый портал, где совершают покупки?

- Да. Это целевые деньги. Поэтому важно участие и "Почты России", которая развивает, наращивает эту возможность. Губернатор Чукотки, в частности, просил на заседании подкомиссии, где мы одобряли этот проект, об активном участии "Почты" в доставке товаров. На Чукотке даже нет столько магазинов и торговцев, которые способны были бы предоставить этот выбор. А вообще, таким базовым порталом будет специализированный вэб-сайт, который подготовлен Почта Банком и уже работает в демонстрационном режиме. Я надеюсь, мы в ближайший месяц уже выдадим такие кредиты.

Ссылку на сайт мы обязательно поместим на самом сайте, где люди выбирают себе гектар: НаДальний Восток.РФ, на всех сайтах институтов развития Дальнего Востока, на сайте Почта Банка.

- Как вы оцениваете риски невозврата кредитов по этой программе?

- Потребительское кредитование - это сложный сегмент рынка. Но я вас здесь немножко удивлю: я - оптимист в том смысле, что потребительское кредитование очень сложно взвесить по ответственности заемщика. У нас есть первоначальный фильтр. Это граждане, которые уже получили свой гектар, то есть они предприняли некоторые усилия, сделали первый шаг. Второе, граждане станут заемщиками только в момент, когда они получат товар. На руки мы им деньги не даем. То есть они должны заявиться в тот субъект Федерации, где они получили свой гектар, и получить на месте в магазине или почтовой доставкой, но только в том субъекте Федерации, свои товары. Тоже некое усилие. Я думаю, что это естественный фильтр.

Это беззалоговое кредитование по паспорту и СНИЛСу. Конечно страхование невозврата кредита возможно, оно сделает кредит немного дороже. Но мы считаем, что за счет задействования дешевых денег ФРДВ, даже прис тавках до 10,5%, с учетом почтовых услуг, услуг по доставке, страхования, мы считаем, что этот проект будет неубыточным для банков-операторов.

Риски невозврата берут на себя банки-партнеры, также как и по программе малого и среднего предпринимательства.

- А кто является банками-партнерами, кроме Почта Банка?

- У нас на сегодня две заявки. Мы говорили с тремя крупными группами. Это - Сбербанк, ВТБ и ВЭБ. Сбербанк выступил лидером и локомотивом программы по малому и среднему предпринимательству. И пока основную нагрузку в нашем партнерстве несет именно он по этому проекту. Группа ВТБ предложила входящий в нее Почта Банк для кредитования индивидуальных заемщиков. Индивидуальные кредиты предоставляются на сумму от трех тысяч до 500 тысяч рублей по линии Почта Банка. Также у нас есть сегмент коллективных заявок. Эта категория заемщиков - группы с заявками от 10 гектаров и более, которые в том числе планируют новые поселения создавать на Дальнем Востоке. В этом случае будет доступен кредит от одного миллиона до трех миллионов рублей. Мы сейчас прорабатываем коллективные кредиты с группой ВЭБа, с одним из банков, входящим в группу ВЭБа. Это "Связьбанк".

- Планируется ли докапитализация ФРДВ со стороны государства?

-У нас уже на сегодня превышен объем одобренных проектов. Так одобрено проектов на 24 миллиарда рублей от фонда. Средства субсидий с накопленными процентами составляют порядка 21 миллиарда. Минфин соглашается с необходимостью выполнить поручение президента по докапитализации, но настаивает на полном кассовом расходовании средств. В результате, я думаю, окончательно вопрос с докапитализацией будет решен до конца 2017 года, когда физически на наших счетах останутся средства, условно говоря, меньше 5 миллиардов рублей. На сегодня мы вкладываем порядка 5 миллиардов в квартал. Скажем так, выражаясь авиационным языком, Минфин предложил лететь на пустых баках, но пообещал дозаправку в воздухе.

Интервью

Весь сюжет

Российский инвестиционный форум в Сочи

Весь сюжет
ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ