Эксперты и производители, традиционно корректирующие прогноз в середине лета, поспешили пересмотреть цифры и смещаются в сторону "минуса" по итогам года, тогда как в январе прогнозировали нулевой рост либо положительную динамику.
Из трех крупнейших российских производителей легковых автомобилей и LCV двое - "Соллерс"
ПО НИЖНЕЙ ГРАНИЦЕ ПРОГНОЗА
"Мы можем увидеть слабые показатели по году", - считает аналитик ИБ "Открытие Капитал" Ирина Ступаченко. По ее мнению, цифра, прогнозируемая Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) – падение по итогам 2013 года на 5% - объективна и ожидаема.
Андрей Третельников из RMG и Игорь Краевский из БКС предполагают, что падение может составить до 10% при самом пессимистичном сценарии. "Из оптимистичного – покупателя могут напугать введением утилизационного сбора для всех автопроизводителей и, соответственно, ростом цен, тогда можно будет искусственно стимулировать спрос, когда клиент решает не откладывать на завтра то, что можно купить дешевле сегодня. Но пока предпосылок к какому-либо государственному стимулированию нет, зато есть экономическое замедление", - говорит Третельников.
1.Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *);
указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
2. С января 2013 г. продажи LADA включают автомобили сборки ООО "ПСА ВИС-АВТО".
Аналитик "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов связывает результат за весь 2013 год с осенними показателями: по его мнению, летом будет по-прежнему наблюдаться отрицательная динамика (хотя падение замедлиться по сравнению с маем), а осень поправит статистику, в том числе, благодаря эффекту низкой базы.
"Май не показателен, поскольку праздничных дней было больше, чем в прошлом году, - говорит Краевский – скорректированные продажи остались на апрельском уровне". О дальнейшей динамике аналитик предлагает судить по июню. "Летом традиционно присутствует спад, это сезон отпусков. И если начало второй половины года не принесет ничего хорошего, мы поменяем наш базовый прогноз на негативный – снижение до 10% по году".
ЧИТАТЬ: Российскому авторынку не помешает стимуляция >>
СПРОС НА РОСКОШЬ
По итогам января-мая продажи упали у большинства массовых марок: "АвтоВАЗ" снизил продажи на 8%, Chevrolet – на 13%, Citroen – на 20%, Daewoo на 26%, Ford - на 18%, Mazda на 20%, Peugeot на 21%. При этом премиальные марки сохраняют рост: BMW и Mercedes-Benz увеличили продажи на 18%, Audi на 12%, Lexus на 30%.
По мнению экспертов, сильнее всего снижает спрос "кризис в головах", когда покупатели заранее начинают бояться роста цен, снижения уровня жизни и откладывают глобальные покупки "на потом". Поэтому снижаются продажи массовых марок, и растут - премиальных.
Государство может начать стимулировать продажи, если по итогам полугодия падение усилится - считает Беспалов. Прежде всего речь идет о субсидировании ставок по автокредитам. "Стандартная ставка автокредита в российских банках – 13-15%, тогда как иномарку можно кредитовать в профильном иностранном банке (к примеру, Toyota-банк – ред.) под 6%", - отмечает Третельников.
По мнению Краевского из БКС, на данном этапе ожидать снижения ставок по автокредитованию не стоит, поскольку правительство не спешит с признанием факта кризиса в экономике и рассчитывает на экономическую активность во втором полугодии.
Эксперт "РИА Рейтинг" Андрей Куц напомнил, что подобный спад авторынка в последний раз наблюдался в 2009-2010 годах, до начала реализация программы утилизации автомобилей. "Причин ухудшения динамики продаж может быть несколько. Это общая неуверенность потребителей относительно перспектив российской экономики; внешний фон не придает оптимизма; темпы роста ВВП снижаются, правительство ухудшает прогнозы. В этих условиях многие не рискуют брать кредиты. С другой стороны, падают темпы роста потребительского кредитования в связи с ростом просроченной задолженности и постепенным ужесточением ЦБ условий деятельности на этом рынке", - говорит он.
ЧИТАЙТЬ: Что ожидает российский авторынок в 2013 году >>
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ – ПАДЕНИЕ ИЛИ ПРОВАЛ?
У ГАЗа и "Соллерса" есть шанс закончить год лучше рынка, а "АвтоВАЗ" должен готовиться к худшему, считают эксперты. Это связано прежде всего со своевременным выпуском новых моделей, как произошло у ГАЗа с "Газель Next". "Соллерс" спасают СП с зарубежными партнерами. Но "АвтоВАЗ" только начал перестаивать производство под новые модели, поэтому статистика ударила по нему больнее всего.
"Из российских компаний лучше всех идет ГАЗ, и, несмотря на снижение по маю, положительная динамика у него сохранится - из-за "Газели Next", - говорит Краевский.
"Соллерс" покажет отрицательную динамику благодаря эффекту высокой базы, вместе с тем поддержку годовым результатам окажут SsangYong и экспортные продажи УАЗ, считает эксперт. Результаты СП Sollers пока отражают негативную тенденцию, у Ford и Mazda – партнеров "Соллерса" - снижение продаж составляет примерно 20% год к году, и это отразится на финансовых показателях российской компании. Вместе с тем в конце года должен запуститься второй завод в Татарстане, который входит в периметр СП с Ford. Это может увеличить продажи и приподнять статистику "Соллерса" и его партнеров.
Ступаченко отмечает, что пока "Соллерс" имеет положительную статистику благодаря продажам автомобилей УАЗ на экспорт. Если же смотреть только на внутренний рынок, то продажи УАЗ на 9% хуже, чем в январе-мае 2012 года.
Третельников из RMG констатирует, что "АвтоВАЗ" покажет убыток по 2013 году, если не станет эффективнее. "Соллерс" тоже покажет некоторое снижение финансовых показателей. ГАЗ "просел" уже в конце 2012 года, поэтому покажет снижение год к году, однако и "Соллерс", и ГАЗ не пострадают сильно благодаря новым моделям, говорит он.
"АвтоВАЗ" по продажам покажет к конце года снижение до 10%, считает Беспалов. "Соллерс" компенсирует падение благодаря экспорту УАЗа (падение по модели составит до 5%), однако по группе падение будет меньше: продажи SsangYong будут лучше рынка, падение может составить до 2%. В мае плохо продавались LCV ГАЗа, которые "просядут" от 0 до 5% по итогам года, заключает аналитик.
Юния Полякова, "Прайм"