МОСКВА, 16 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Минфин РФ предложил установить на 2016 год лимит бюджетных кредитов регионам на покрытие дефицита их бюджетов в размере 140 миллиардов рублей. Кроме того, Минфин предлагает в 2016 году выделить регионам 120 миллиардов рублей бюджетных кредитов на рефинансирование ранее выданных бюджетных кредитов и частичное замещение долговых обязательств регионов, подлежащих погашению в 2016 году. Также власти обсуждают распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в бюджете на 2016 год в размере 514,6 миллиарда рублей.
Предполагается, что в первую очередь займы будут направлены не столько на покрытие бюджетных дефицитов отдельных регионов, сколько на рефинансирование выданных ранее кредитов. Речь идет как о рефинансировании выданных ранее займов из федерального бюджета, так и о замещении дорогих кредитов, полученных ранее от банков.
Как свидетельствуют данные Минфина, именно федеральный бюджет в последнее время стал основным источником кредитования отдельных регионов. Доля банковского сектора, который ранее охотно выдавал займы региональным властям, наоборот снижается. Если к началу этого года совокупный долг регионов перед российскими и зарубежными банками составлял 888,09 млрд рублей, то в первом полугодии он сократился на 88,3 млрд рублей. Долг регионов перед федеральным бюджетом за это же время наоборот вырос на 135,9 млрд рублей и достиг 783,36 млрд рублей. По словам аналитика Standart&Poor's Екатерины Ермоленко, такой рост спроса связан с дешевизной бюджетных кредитов, ставка по ним 0,1% годовых. Банки же кредитуют регионы не меньше, чем по ключевой ставке Центробанка (сегодня 11%) плюс 1,5 п.п.
К сентябрю 2015 г. объем задолженности регионов перед центром несколько уменьшился до 771,71 млрд рублей. Главными должниками являются Приволжский федеральный округ - 228 млрд рублей и Центральный федеральный округ – 166,1 млрд рублей. Среди субъектов федерации лидируют по объемам долга из федерального бюджета республика Татарстан (81,4 млрд рублей), Краснодарский край (60,5 млрд рублей) и Московская область (33,3 млрд рублей).
По мнению Екатерины Ермоленко, в 2016 году, также как и в 2015, часть бюджетных кредитов распределят на финансирование дефицита бюджетов, а часть на замещение коммерческого (кредиты банков и облигации) долга. Соответственно среди нуждающихся в кредитах в основном регионы с высоким дефицитом бюджета и со значительным объемом коммерческих долгов, сроки погашения по которым наступают в 2016 году. К регионами с наибольшим дефицитом бюджета (свыше 40%) можно отнести Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Забайкальский край, Еврейскую АО, Магаданскую область и республику Мордовия.
По последним данным опубликованным на 1 сентября 2015 г. бюджет 41 субъектов РФ (из 85) исполнен с профицитом: общий профицит консолидированных бюджетов составил 476 млрд рублей (против 267 млрд рублей на 1 августа 2014 г.), при этом безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 1031 млрд рублей (что лишь на 7% выше показателя за аналогичный период прошлого года), рассказал аналитик Райффайзенбанка по долговому рынку Денис Порывай.
Рост дефицита эксперты объясняют майскими указами президента, которые он подписал после переизбрания на третий срок и гарантирующими высокий уровень социальной поддержки населения, а также экономическим спадом, приводящим к замедлению роста доходов. Поступлений от налогов на этом фоне хватает не всем. "На данный момент у регионов есть два основных источника налоговых доходов - налог на прибыль и НДФЛ (вместе составляют более 50% доходов). За 8 месяцев текущего года сбор налога на прибыль вырос на 11%, а НДФЛ – на 6%, при инфляции 15%", - рассуждает представитель S&P.
В лидерах по объемам коммерческого долга Московская область, Краснодарский край, Ростовская, Свердловская и Кемеровская области. Когда долг превышает доходы, может наступить патовая ситуация. Так, в начале года Новгородская область стала первым российским регионом, допустившим дефолт – она просрочила банку ВТБ выплату по кредиту на 2 млрд рублей. Ситуацию спасло государство, выделив области кредит из бюджета на 2,1 млрд рублей по ставке 0,1%.
Однако эксперт Standart&Poor's в целом считает долговую нагрузку российских регионов по международным меркам невысокой (около 40% собственных доходов) – за исключением 10-15 регионов. "Что важнее, на наш взгляд – это краткосрочная структура этого долга и, соответственно, высокие риски рефинансирования", - добавила она.
По словам Дениса Порывай, основной проблемой может оказаться завершение года, когда осуществляются основные бюджетные расходы. "В прошлом году дефицит составил 469 млрд рублей, при этом бюджеты 44 регионов были исполнены с дефицитом. В этом году дефицит планируется в большем размере - 919 млрд рублей, что скорее всего потребует, как привлечение кредитов у банков, так и увеличение перечислений с уровня федерального бюджета", - сказал он.