Рейтинг@Mail.ru
Кризис заставил россиян распробовать фаст-фуд - 26.10.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Кризис заставил россиян распробовать фаст-фуд

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 23 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Россияне из-за кризиса сокращают походы по барам и ресторанам, свидетельствует новое исследование компании Nielsen. Аналитики подсчитали, что среди тысячи жителей городов-миллионников, которые в 2014 году хотя бы раз в месяц посещали заведения общественного питания, в текущем году 49% ни разу не были в барах. В прошлом году бары не посещали 28% опрошенных. От выхода в ночные клубы в 2015 году воздерживались 62% респондентов, тогда как годом ранее там не были 45%. В пабы не ходили 46% (32% год назад). 

Авторы исследования отмечают снижение спроса во всех ценовых сегментах и во всех форматах предприятий общественного питания. Так, японские рестораны в 2015 году посещали 27% респондентов против прошлогодних 36%, итальянские – 25% против 32%, кофейни 53% против 63% год назад. В качестве причины отказа от посещения подобных заведений респонденты называют рост цен на блюда и напитки вкупе с сокращением реальных доходов. Те, кто все-таки посещают общепит и рестораны, вынуждены экономить на десертах и винах.

"Действительно, снижение числа посетителей наблюдается во всех сегментах ресторанного бизнеса вне зависимости от ценового уровня", - подтвердила генеральный директор компании "RestCon" Елена Перепелица. По ее словам, спад весьма серьезный – от 10 до 30%. "Рестораторы стараются сдерживать рост цен, но с учетом того, что стоимость исходных продуктов выросла, они не могут сохранять стоимость блюд и напитков неизменными", - отметила она. В среднем рост цен в заведениях общественного питания составляет 10-15%. "Если бы было 50%, как мы наблюдаем в магазинах, то все рестораны давно бы закрылись", - добавила она. 

В свою очередь, аналитик ИХ "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин не наблюдает снижения спроса в сфере услуг в текущем году. "Возможно, некоторое падение в сегменте баров и клубов есть, но это небольшая часть рынка, на котором в среднем наблюдается около-нулевая динамика", - рассказал он. Многое зависит и от региона. В городах-милионниках спрос остается стабильным по всем сегментам рынка, в небольших населенных пунктах, где доля расходов на продукты выше в силу более скромных доходов спрос смещается в нижний ценовой сегмент и сам рынок сокращается. "В целом мы видим снижение потребительской активности в среднем сегменте, стагнацию в высоком и рост в нижней ценовой категории", - добавил он. 

По данным аналитиков компании «The NPD Group Russia», за первую половину 2015 года популярность заведений фаст-фуда, основу меню которых составляют бургеры и блюда из курицы, выросла на 7%. При этом выручка трех крупнейших сетей выросла на 15%, тогда как весь сегмент фастфуда – на 7%, а рынок в целом – всего на 2%.

Соответствующую тенденцию подтверждают и представители сети "Бургер Кинг":  "По его мнению, в 2016 году сегмент быстрого питания ждет замедление роста. "Мы видим переключение на наш сегмент со стороны более дорогих концепций. Поэтому мы ожидаем, что "быстрое питание" будет прирастать и в 2016 году".

Нынешнюю ситуацию аналитик ИХ "ФИНАМ" сравнивает с той, что наблюдалась и во время кризиса 2008-2009 годов, когда спрос на подобные услуги стагнировал. Например, согласно официальной статистике, в 2008 году на "гостиницы, кафе и рестораны" домохозяйства тратили 3% от своих потребительских расходов. В кризисном 2009 году – 2,97%, а в посткризисном 2010 – 3,35%.

"В условиях ухудшения экономической ситуации и снижения реальных доходов домохозяйства скорее склонны экономить на товарах длительного пользования, таких как автомобили, мебель, бытовая техника и т.п. В отличие от экономии на услугах это позволяет не снижать жизненный уровень сразу", - пояснил Тимур Нигматуллин.  Другое дело, что меняется структура потребления – люди предпочитают несколько более дешевые услуги, скажем, вместо бара или ресторана пойдут в заведение с меньшим чеком. Но вовсе от общепита они не отказываются.

В оценке перспектив рынка эксперты также расходятся во мнениях. По мнению гендиректора "RestCon", если в экономике сохранится текущая ситуация, роста посетительской активности в заведениях общепита ждать не стоит ни в этом, ни в следующем году. "Рост возможен при условии, что вдруг случится чудо – отменят санкции, нефть вновь подорожает до 100 долларов за баррель и т.п. Тогда к концу года мы будем наблюдать увеличение числа посетителей, и не только в ресторанном бизнесе", - заметила она.

Тимур Нигматуллин оценивает ситуацию более оптимистично. Он напомнил, что в текущем году Минэкономразвития предполагает сокращение реальных располагаемых доходов примерно на 3-4%, что никак не скажется на рынке услуг. "Спад возможен при снижении этого показателя на 10% и выше", - добавил аналитик. По его словам, реальные располагаемые доходы привязаны к динамике ВВП, и если в следующем году, как ожидается, она будет колебаться около нуля, то же самое будет с доходами. В этом случае никакого обвала не случится. Более того, если население оценит ситуацию в экономике позитивно, оно может перестать сберегать и начать активнее потреблять. Тогда на фоне общей стагнации экономики, спрос на услуги и развлечения начнет быстро расти, как это было в 2010 году.

В начале октября Минэкономразвития скорректировало прогноз уровня доходов россиян. В 2016 году спад замедлится до 0,5%. В 2017 году показатель перейдет к росту, который составит 1,6% и ускорится в 2018 году до 1,9%. При этом, по оценке ведомства, в 2018 году реальные доходы будут ниже, чем в 2014 году. Еще месяц назад ведомство ожидало роста реальных доходов уже в 2016 году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала