МОСКВА, 21 мар - ПРАЙМ, Яна Рождественская. Россияне за прошедший год стали больше экономить на медицинских расходах. Как рассказали "Прайм" в Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в 2016 году внутренний медицинский туризм вырос на 16% - с 7-8 млн до более 9 млн человек. Объем расходов на лечение в регионах РФ пациентов из других городов составил 240 млрд рублей. Самое популярное направление медицинского туризма - стоматология.
По данным АОММТ, в целом доля россиян, которые пытаются сэкономить на лечении за счет поездок в регионы, пока не превышает 4-6% россиян. На стоматологию приходится 32% всех оказанных медицинским туристам услуг, гинекологию и урологию - 23%, косметологию 12%, офтальмология 8%, кардиологию 5%.
Одним из самых популярных направлений стоматологического туризма в Центральной России является Рязань. По мнению Ильи Хинского, генерального директора компании "Дента-Тур", организующей стоматологические туры, это связано, в том числе, с хорошей транспортной доступностью - в Рязань из Москвы ходит экспресс - и наличием сильного стоматологического факультета в Рязанском государственном медицинском университете. Из ближайших к Москве регионов в Рязани самые доступные цены - в среднем на 40-50% ниже, чем в столичных клиниках. По словам генерального директора рязанской сети стоматологических клиник "Эстетика" Светланы Тюриной, разница цен с Москвой определяется значительно более низкими издержками - расходы на заработную плату, рекламу, аренду помещений в Рязани существенно ниже.
"У нас всегда были иногородние пациенты - в основном, приезжали «на врача», узнав о нашей клинике от родных или знакомых. Но за последние год-полтора рост количества пациентов из других городов резко ускорился, таких пациентов стало значительно больше", - говорит она. По словам Тюриной, сейчас иногородние клиенты составляют около трети всех пациентов клиники.
Если в регионы едут, прежде всего, из-за более низких цен, то в Москву и Санкт-Петербург, в основном, для сложного лечения, требующего высокой квалификации врачей и сложных технологий. По данным компании Medigo, на лечение сложных заболеваний, в таких сферах как онкология и кардиология, приходится до 90% всего внутреннего медицинского туризма в России. Так, в Санкт-Петербург в прошлом году приехали около 80 тыс. пациентов из других регионов.
Стимулом для развития рынка внутреннего медицинского туризма послужил кризис, отмечает Хинский. Если раньше поездки на лечение больше ассоциировались с Германией, Швейцарией и Израилем, то после стремительного роста курсов доллара и евро многим пришлось изменить свои планы. Так, за прошлый год, выездной медицинский туризм снизился на 20% - до 80 тыс. человек
В ближайшие годы, прогнозирует Хинский, тенденция роста внутреннего медицинского туризма скорее всего сохранится.
При этом россияне по-прежнему активно едут на лечение в соседнюю Белоруссию, хотя снижение наблюдается и тут. По оценке директора белорусской компании "ЭкспортТуризм" Дмитрия Каменкова, в 2016 году количество туристов, обратившихся за медицинскими услугами в компанию, снизилось на 22-25%, притом что сложные медицинские вмешательства в Белоруссии по-прежнему дешевле по сравнению с регионами России на 30-35%. По данным агентства MedTravelBelarus, в прошлом году Белоруссию посетили 50 тыс. медицинских туристов, доля россиян составила 60-70%.
Самым популярным направлением, отмечает Каменков, и тут является стоматология, на втором месте - косметология и пластическая хирургия, на третьем - реабилитационные программы. "Активно развивается корпоративный медицинский туризм - организация плановых и внеплановых диагностических услуг, терапевтических мероприятий и консультаций для руководителей, сотрудников компаний и их родственников", - рассказал он. Также в последние годы вырос спрос на реабилитационные туры после перенесенных инфарктов и инсультов и на реабилитационные программы для алко- и наркозависимых.
МЕДИЦИНСКИЕ ВИЗЫ
В то же время, снижение курса рубля вызвало приток иностранных "медицинских туристов" в Россию. Как сообщила в феврале министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, за 2016 год въездной медицинский туризм в Россию вырос на 56%. Ранее сообщалось, что в 2015 году въездной медицинский туризм принес России от 7 до 10 млрд рублей. Таким образом, в прошлом году эта сумма составляла от 10 до 15 млрд рублей. По оценке АОММТ, в 2016 году в Россию приехало около 20 тыс. медицинских туристов из других стран.
По мнению президента АОММТ Константина Онищенко, если сохранится довольно низкий курс рубля, въездной медицинский туризм продолжит развиваться. Для сравнения, коронарное шунтирование в России стоит примерно $3200 -$3500, а в США - от $55 тыс. до $130 тыс., лазерная коррекция зрения - от $340 до $650 против $4000-5000.
Еще одним фактором, способствующим притоку зарубежных пациентов, могло бы стать введение медицинской визы в России. В октябре 2016 года стало известно, что Минздрав, МИД, Ростуризм и АОММТ совместно начали разработку проекта по популяризации услуг российских медицинских учреждений и врачей за границей. Пока иностранцы, приезжающие в Россию на лечение, вынуждены получать обычную визу, но, по словам Онищенко, вопрос специальных медицинских виз уже прорабатывается Минздравом.
На момент публикации статьи "Прайм" не получил ответ от Минздрава РФ на запрос о возможности введения медицинских виз для иностранцев, приезжающих на лечение в Россию.
Среди пациентов, приезжающих в Россию, как жители СНГ, так и европейцы. По словам Татьяны Соколовой, генерального директора компании МедикаТур, специализирующейся на организации медицинских туров, довольно много запросов также из Ирана, но в этом случае есть сложности с получением российских виз. Большинство пациентов из-за границы едут в московские и петербургские клиники.
Как сообщили в АОММТ, в 2016 году 44% иностранцев, интересовавшихся медицинскими услугами в России, планировали стоматологическое лечение. В первую очередь, речь идет о дорогостоящих операциях, таких как имплантация и протезирование. На втором месте - урология и гинекология (23%). Здесь иностранцы едут в основном за ЭКО (экстракорпоральным оплодотворением) - расходы на ЭКО в московских клиниках для иностранцев в среднем в 2,5 раза дешевле, чем в их странах.
Среди популярных направлений - пластическая хирургия, ортопедия, травматология, сердечно-сосудистая хирургия и офтальмология.
Онищенко отмечает, что в целом росту медицинского туризма способствует развитие "разумного потребления". "Мир обращается к тенденциям разумного потребления, к рационализации собственных трат и своего времени, совмещению нескольких активностей, к примеру, отдыха и оздоровления, поэтому количество медицинских туристов в мире ежегодно будет неуклонно расти, и, возможно, к 2020 году этот рост составит 20-25%, и объем рынка перейдет отметку в $40 млрд", - прогнозирует он.
Согласно исследованию компании Transparency Market Research, мировой рынок медицинского туризма в ближайшие годы будет расти в среднем на 17,9% в год, а к 2019 году его объем достигнет $32,5 млрд. Для сравнения, в 2012 году объем рынка составлял лишь $10,5 млрд.