Рейтинг@Mail.ru
От нефти бюджету РФ помощи ждать не стоит - 04.03.2024, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Добыча нефтиЭнергетика

От нефти бюджету РФ помощи ждать не стоит

Доходы
Доходы
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 20 окт - ПРАЙМ, Анна Подлинова. Между российской и глобальной экономикой растет структурный разрыв: первая меняется слабо, а вторая – быстрее ожидаемого, что создает фундаментальную проблему для России, говорится в "Мониторинге экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития", подготовленном экспертами РАНХиГС и Института Гайдара. Эта проблема обострила внимание к ХIХ съезду Коммунистической партии Китая и его вероятному влиянию как на геополитику, так и геоэкономику. Тем более что решения структурного характера в КНР реализуются довольно последовательно и с разнонаправленным влиянием на экономику других стран.

По мнению экспертов, активизация экологической политики в Китае может значить, что с двигателями внутреннего сгорания будет покончено, от чего напрямую пострадают нефтедобытчики. "Растущий автопарк Китая до сих пор был решающим аргументом при обосновании растущего спроса на нефть. Но массовая электрификация транспорта способна ослабить этот спрос заранее, еще во второй половине 2020-х", - отмечается в Мониторинге. И это гораздо более серьезный структурный вызов, чем сланцевая революция, вероятность которой отрицали вплоть до того момента, когда она перекроила мировой нефтяной рынок и национальные бюджеты десятков стран, уверены эксперты РАНХиГС, которые обращают внимание на то, что в проекте федерального бюджета на 2018– 2020 годы заложены серьезное сокращение расходов и весьма консервативный прогноз цены на нефть.

#Министр финансов РФ Антон Силуанов на первом Московском финансовом форуме
Силуанов: Допдоходы от нефти можно тратить при подушке безопасности бюджета РФ в 7% ВВП

В долях ВВП бюджетные доходы сокращаются с 16% в 2017 году до 14,8% к 2020 году. В основном это связано с динамикой нефтегазовых поступлений при крайне пессимистичной оценке мировых цен на нефть: в 2017 году ожидается 49,9 доллара за баррель, в 2018 году – 43,8 доллара за баррель и 41-42 доллара за баррель в 2019–2020 годах. При этом, согласно проекту бюджета, прогнозируемое ослабление рубля к доллару не сможет в полной мере компенсировать снижение нефтяных котировок.

Эксперты РАНХиГС все же исходят из более высоких цен на нефть. "По нашим оценкам, цена на нефть в рассматриваемом периоде будет колебаться на уровне 46–48 долларов за баррель и ей будет соответствовать обменный курс в 60–63 рублей за доллар. В случае реализации подобных ценовых и курсовых ориентиров объем нефтегазовых доходов превысит заложенный в бюджете уровень на 0,1 п.п. ВВП в 2018 году и на 0,3–0,4 п.п. ВВП в 2019–2020 годах", - считают они. Поступления ненефтегазовых доходов, как следует из проекта бюджета, ожидаются на стабильном уровне – до 10% ВВП.

Министр финансов РФ Антон Силуанов выступает на парламентских слушаниях комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. 10 октября 2016
Дума приняла в I чтении проект об увеличении дефицита бюджета-2017 до 2,2% ВВП

Также проект бюджета предусматривает серьезное сокращение расходов: с 18,1% ВВП в 2017 году до 15,6% ВВП к 2020 году. В период 2011–2017 годов расходы федерального бюджета никогда не опускались ниже 18% ВВП. Эксперты поясняют, что запланированное резкое сокращение расходов на ближайшие три года связано с подстройкой бюджета под новое бюджетное правило, принятое этим летом. По мнению авторов Мониторинга, правило не обладает должной устойчивостью и при накоплении средств в Фонде национального благосостояния хотя бы в размере 10–15% ВВП спровоцирует сильное политическое давление в сторону повышения базовой цены на нефть, которая сейчас заложена на постоянном уровне в 40 долларов за баррель Urals. 

Авторы Мониторинга считают, что предусмотренная в проекте динамика расходов в недостаточной мере позволяет поддерживать экономический рост и может поставить под угрозу выполнение социальных обязательств, поэтому удержание непроцентных расходов на уровне не ниже 16% ВВП и дефицита бюджета – не выше 1,5% при сохранении текущей налоговой нагрузки видится им оправданной. 

По всей видимости, параметры бюджета, которые сформированы на основе новых бюджетных правил, станут попыткой правительства осуществлять политику жесткой бюджетной экономии, говорят эксперты РАНХиГС, замечая, что удержание расходов федерального бюджета в номинальном выражении на уровне 2017 года может позитивно сказаться на улучшении бюджетной устойчивости. Однако, добавляют они, достаточно вероятным представляется другой сценарий: параметры федерального бюджета, скорее всего, будут существенно скорректированы в дальнейшем в рамках нового политического цикла. Подобная корректировка может затронуть уже бюджет следующего года, предполагают они.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала