МОСКВА, 11 сен - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Многие компании США и Канады, добывающие сырье из нетрадиционных источников – залежи сланцевой нефти и "нефтяных песков" - разоряются или терпят убытки. Основная причина – низкие цены на нефть, которые стали серьезным испытанием для североамериканских компаний.
Череда банкротств
Согласно данным агентства Standard & Poor’s, с января по август 16 нефтяных компаний США объявили о своем банкротстве. Когда станут известны финансовые результаты за третий квартал компаний, добывающих сланцевую нефть, ряды банкротов пополнятся. Пока самая большая неприятность случилась с Samson Resources, которая "попросила защиты от кредиторов" в прошлом месяце. Samson Resources была приобретена консорциумом во главе с известной инвестиционной компанией KKR в 2011 году за 7,2 млрд долларов. Четыре года назад в разгар "сланцевой революции" данное приобретение считалось очень удачным.
Инвестировать в сланцевые проекты становятся все более рискованными. Низкие цены заставили банки изменить отношение ко всем нефтяным компаниям. Финансирование продолжается, но банкиры начинают выдвигать более жесткие условия и повышают проценты по кредитам, что ведет к росту издержек и делает производство нерентабельным.
Добыча падает
Низкие цены и банкротства уже привели с серьезному сокращению добычи нефти в США, которая падает четыре месяца подряд после достижения пика в апреле. По данным EIA (Управления энергетической информации США) с 28 августа до 4 сентября добыча уменьшилась на 83 тыс. барр./сут. по сравнению с предыдущей неделей до 9,14 барр./сут. Ранее был пересмотрен прогноз на текущий год. Ожидался рост добычи в 2015 году до 9,53 млн барр./сут. – на 1 млн барр./сут. больше, чем в 2014 году. Сейчас в EIA полагают, что средняя добыча в этом году составит лишь 9,2 млн барр./сут. Падение производства продолжится и в 2016 году.
Себестоимость производства
Разрабатывают сланцевые залежи в основном независимые малые и средние компании. Себестоимость добычи у каждой из них разная. Она зависит от многих факторов: глубины залегания нефти, геологического строения месторождения, используемых технологий, условий кредитования и т.д. Согласно исследованию, которое провело агентство Moody’s, самый низкий показатель у компании Seven Generations – 20 долл./барр., самый высокий у Breitburn Partners и Denbury Resources – около 70 долл./барр. В среднем полный цикл от начала бурения до освоения скважины и запуска ее в эксплуатацию обходится в 51 долл./барр. При нынешней цене на нефть добыча на многих месторождениях убыточна, и спасти ее могут только новые, более эффективные технологии бурения.
При оценке потенциала добычи той или иной компании следует учитывать еще один фактор – хеджирование. Хеджирование предполагает покупку нефти у производителя по фиксированной цене в течение оговоренного периода времени, обычно одного года. По данным агентства Energy Aspects, ведущие «сланцевые» компании США в прошлом году захеджировали до 80% своей добычи, в этом – 63%, в 2016 году – лишь 43%. В первой половине 2014 года хеджирование было возможно, исходя из цены на нефть 90 долл./барр. Сейчас об этом можно только мечтать.
В Канаде свои проблемы
Не только сланцевая нефть в США имеет высокую себестоимость добычи. То же самое можно сказать о "нефтяных песках" в соседней Канаде. "Нефтяные пески" - это месторождения сверхтяжелой высоковязкой нефти. Объем добычи составляет 2,2 млн барр./сут. Эксперты ТD Securities полагают, что производство только четверти от указанного объема может сейчас считаться рентабельным. Самые эффективные проекты – Fosters Creek и Christina Lake – прибыльны только при цене WTI выше 43 долл./барр.
Представитель Shell недавно сообщил, что затраты на разработку "нефтяных песков" и последующее производство синтетической нефти (продукт, получаемый после дополнительной обработки сырья) составили 42,46 долл./барр. в 2014 году. Shell является вторым крупнейшим разработчиком "нефтяных песков" в Канаде с объемом производства свыше 360 тыс. барр./сут.
Компания Canadian Oil Sands, крупнейший акционер проекта Syncrude по производству синтетической нефти, в середине августа официально заявила, что при производстве каждого барреля она теряет 6 долларов.
Несмотря на это, канадцы не собираются сокращать производство. Некоторые эксперты полагают, что причина продолжения добычи – контракты, заключенные с НПЗ на поставку нефти. Их необходимо выполнять, чтобы не подвергаться штрафным санкциям, которые превышают убытки от производства.
Работать себе в убыток можно, но как долго?