МОСКВА, 16 июн - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Аналитики топливного рынка зафиксировали рост цен на бензин в российской столице. Только за прошедшую неделю существенно выросли в цене все его виды. Так, Аи-92 в среднем подорожал на 0,5% до 33,13 рублей за литр, Аи-95 – на 0,5% до 36,01 рублей за литр. Рост цен на дизельное топливо составил 0,2% - почти до 35 рублей за литр.
Больше остальных подняли цены на бензин "Татнефть" и "Газпром нефть" (порядка 50 копеек за литр). Стоимость топлива на заправках "Роснефти" выросла на 15-21 копейку за литр. В "Лукойле" сообщили, что за прошедшую неделю роста цен на ее российских АЗС не было.
По данным Росстата, в среднем по РФ цены на бензин за неделю с 1 по 7 июня выросли на 0,2% по сравнению с предыдущей неделей, дизтопливо подорожало на 0,1%. Средняя стоимость топлива по состоянию на 8 июня составляла 33,21 рубля за литр против 33,16 рубля за литр на 1 июня. Бензин Аи-92 стоил в среднем 32,24 рубля, что на 5 копеек дороже, чем на предыдущей неделе. Аи-95 подорожал за неделю на 4 копейки до 35,11 рубля за литр, дизтопливо выросло в цене на 3 копейки до 34,39 рубля за литр.
Больше всего топливо подорожало в Уфе и Оренбурге – на 1%, в Салехарде, напротив, оно снизилось в цене на 0,7%.
При этом выпуск бензина за неделю снизился на 6% - до 741,7 тысячи тонн, дизельного топлива - на 7,3%, до 1,367 миллиона тонн, сообщает статистическое ведомство.
Традиционно вначале рост цен был зафиксирован в оптовом сегменте. Биржевые котировки нефтепродуктов на СПбМТСБ стабильно растут с середины мая, а к концу месяца они достигли годовых максимумов (АИ-95 продавался за 37,2 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 — за 36,2 тыс. руб. за тонну). В июне рост оптовых цен на топливо продолжается. Розничные цены, как это было в последние два года, догоняют оптовые спустя несколько недель.
Почему растут цены
Эксперты, опрошенные агентством "ПРАЙМ", отмечают, что подорожание топлива в оптовом звене в мае носит сезонный характер. Традиционно в этот период года растет спрос на горючее, люди начинают больше ездить на автомобилях, начинается сезон отпусков и т.п. Весной многие НПЗ проводят плановые ремонты. Кроме этого, эффект дает рост спроса со стороны сельского хозяйства – идет посевная кампания.
Все это происходит на фоне роста продаж нефтепродуктов за рубеж. "По итогам мая этого года экспорт топлива значительно превышал показатели мая прошлого года", - отметил директор по развитию бизнеса независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Помимо этого, Белоруссия сократила продажу бензина в Россию, добавил он.
К этому добавляются и валютные факторы. "Рост цен на бензин обусловлен в первую очередь ослаблением рубля, которое делает внутренний рынок менее привлекательным для нефтедобытчиков и переработчиков", - полагает аналитик ИХ "ФИНАМ" Анатолий Вакуленко. По его словам, временной гэп между моментом добычи нефти и поступлением на рынок продуктов её переработки составляет от трех до шести месяцев, поэтому сейчас рынок отыгрывает предновогоднее падение национальной валюты.
Что будет дальше
Власти ожидают, что по итогам года подорожание топлива не будет выше инфляции. В начале года вице-премьер Аркадий Дворкович говорил о 10%, официальный прогноз по темпам роста цен пока на уровне 10-12%.
Эксперты пока затрудняются предположить, что будет с ценами на бензин, отмечая, что многое зависит от общей ситуации в экономике. "НПЗ завершат сезон ремонтов, и производство топлива должно вырасти, что снизит проблемы с предложением", - рассуждает Турукалов.
Вакуленко из ФИНАМ напоминает, что в связи с удорожанием привлечения кредита и невозможностью получить займы за рубежом российские компании вынуждены закладывать расходы на обслуживание долгов в цены. "Поэтому процесс роста цен, вероятно, приостановится вместе со снижением ставки ЦБ или укреплением рубля, но с тем же временным гэпом", - уверен эксперт.
Говоря о ценовых прогнозах, следует напомнить предупреждение Федеральной антимонопольной службы о том, что введение запрета на оборот бензина класса "Евро-4" с начала 2016 года, как это планировалось ранее, может вызвать дефицит топлива. Не все крупные компании готовы наладить производство "Евро-5" к этому моменту. К обсуждению этой темы власти вернутся осенью, сообщал министр энергетики РФ Александр Новак. Минэнерго предлагает продлить оборот "Евро-4" еще на два года.
ФАС видит высокий риск роста цен на бензин при запрете оборота Евро-4 >>
В то же время, компании – прежде всего "Роснефть" и "Лукойл" заверили, что дефицита не будет, и взяли на себя обязательства поставить необходимый объем бензина на внутренний рынок.