МОСКВА, 20 июл - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Дискуссию о переходе в 2016 году на топливо класса "Евро-5" продолжило Минэнерго. По словам главы министерства Александра Новака, это никак не повлияет на стоимость бензина. Обсуждая преимущества нового техрегламента, министр отметил экологическую составляющую. При использовании этого топлива будет меньше выбросов в атмосферу по сравнению с "Евро-2" или "Евро-3". "Это в тысячи раз более экологичный бензин", - сказал министр, отметив, что данный плюс очевиден для потребителя.
Он рассказал, что сейчас в министерстве проходит оценка баланса автомобильного топлива на следующий год, и если окажется, что бензина пятого класса не будет хватать, может быть принято решение оставить в обороте часть четвертого класса.
Подвешенный техрегламент
В свою очередь, опрошенные агентством "Прайм" эксперты полагают, что вопрос о переходе на "Евро-5" в начале следующего года пока остается дискуссионным. "Он находится в подвешенном состоянии", - говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. По его словам, есть внутренние движущие силы, настаивающие на сохранении нынешнего класса "Евро-4" еще на какое-то время.
"Дело в том, что многие игроки рынка не успели провести модернизацию мощностей и не готовы обеспечить топливом повышенного класса даже себя. Например, в модернизации отстает "Роснефть", - сказал он. Сейчас идет борьба с участием чиновников и крупных компаний на предмет сроков смены техрегламента, и кто победит, пока сказать сложно.
По мнению директора по развитию бизнеса НА "Аналитика товарных рынков" Михаила Турукалова, переход на "Евро-5" целесообразно отложить до 2017 года. В противном случае, согласно ранее опубликованным в СМИ оценкам Минэнерго, выпадающие объемы бензина на рынке РФ в 2016 году могут превысить 2 миллиона тонн.
"Это достаточно много, а главное, непонятно, чем их заместить. Поставок топлива из Беларуси может не хватить, поскольку белорусская сторона в 2015 году сократила отгрузки бензина в Россию, а на следующий год просит снизить объемы поставок по соглашению между странами более чем вдвое. Что касается российских нефтяных компаний, то они модернизировали свои НПЗ лишь отчасти – у некоторых не хватает на это средств и времени", - сказал эксперт.
О том, что переход на "Евро-5" в начале следующего года может привести к большим выбывающим объемам топлива, говорят многие аналитики рынка. В качестве причины они называют недостаток финансирования, из-за которого некоторые компании были вынуждены приостановить работы по модернизации НПЗ. Для перехода на "Евро-5" на заводах необходимо построить целый набор технологических установок и отладить производственный процесс. Те компании, которые не успели завершить модернизацию НПЗ до сентября, рискуют не успеть закончить до нового года, полагают специалисты.
Что входит в цену бензина
Удорожание бензина, по словам Новака, никак не связано с переходом на новый класс топлива. В свою очередь, эксперты отмечают, что стоимость топлива зависит от многих факторов, которые не всегда можно спрогнозировать.
Например, цены на нефть – большинство экспертов ожидают, что они будут продолжать снижение на фоне роста предложения, но могут вмешаться и неожиданные моменты, например, активизация напряженности где-нибудь на Ближнем Востоке. Так было, например, весной этого года: военная операция в Йемене привела к подорожанию "черного золота" на несколько долларов.
Однако стоимость нефти в российских реалиях имеет минимальное значение в цене бензина – здесь играют роль другие моменты. В частности, росту цен способствует так называемый налоговый маневр, введенный с началом года для добывающих компаний. По словам Сергиенко, основное его влияние проявится в последующие годы, но и в этом году оно будет присутствовать. "Кроме того, снижение вывозной пошлины на нефть приведет к тому, что внутренние цены на нефтепродукты начнут стремиться к европейским", - добавил он.
Не стоит забывать, что некоторые участники рынка уже перешли на "Евро-5" и понесли определенные затраты на модернизацию мощностей. Они попытаются их отбить, поэтому это обязательно скажется на ценах, полагает Сергиенко. "Топливо "Евро-5" дороже производить, поэтому и стоить оно будет дороже", - сказал он. Кроме того, свой вклад в цену бензина вносит инфляция, которая по итогам года может составить 10-15%.
По словам Турукалова, пока рано говорить о том, как повлияет переход на "Евро-5" на цены топлива на рынке. "Вся надежда на осень, когда правительство вернется к обсуждению вопроса о продлении оборота бензина Евро-4", - отметил он.
Очевидно, правительство будет ориентироваться на совокупность факторов – цену нефти, инфляцию, ситуацию с налогами, а также на то, какой процент НПЗ успели модернизировать "по факту". Исходя из этого, будет принято решение.