МОСКВА, 4 авг - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Минэкономразвития с 2017 года начнет давать оценку того, как новые законы, правительственные и ведомственные акты будут влиять на издержки бизнеса. Цель этого шага – отследить соответствие того, какие цели преследуют нормативные акты, и как они реализуются на практике, указано в пояснительной записке, размещенной на сайте ведомства.
Как ранее признавался директор департамента оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономразвития Вадим Живулин, за большинством принимаемых нормативных актов просто нет серьезных расчетов.
На первом этапе экспертам МЭР предстоит оценить последствия принятия 129 документов: 46 действующих законов, 42 постановления правительства и 41 ведомственный нормативный акт. Все эти документы ранее неоднократно критиковались представителями бизнеса и в некоторых случаях представители компаний или отраслевых организаций дополняли свои аргументы расчетами стоимости исполнения той или иной новой нормы. По подсчетам РБК, сумма этих затрат превышает 2,6 трлн руб.
Большую часть этих затрат – около 1 трлн рублей - понесут энергетики из-за нововведений в природоохранном законодательстве. Как ранее заявляли в Торгово-промышленной палате (ТПП), затраты на обеспечение новых экологических норм для бизнеса составят сотни миллиардов рублей.
Еще одна из государственных инициатив, спровоцировавшей рост издержек бизнеса – обаятельное подключение к ЕГАИС ((Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля над выпуском алкоголя). Подключение к ней обойдется производителям и продавцам пива и слабоалкогольных напитков в 28 млрд рублей, указывают в "Опоре России".
"Основная нагрузка на исполнение законодательных актов в экономической и даже политической сфере ложится на активные экономические субъекты, и можно предположить, что она продолжит увеличиваться. Это связано и с ужесточением мер по безопасности, и с новой методикой оценки недвижимости", - констатирует член Совета московского отделения "Опоры России" Дмитрий Несветов.
При этом основная масса экологических требований не имеет под собой реальных оснований, добавил он. Пока основная часть затрат ложится на крупный бизнес, который имеет хоть какие-то гарантии от государства, но со временем коснется всех, причем малый и средний бизнес станут главными пострадавшими в силу небольших оборотов и отсутствия реальной господдержки, отмечает эксперт.
В свою очередь, глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков считает, что оценка Минэкономразвития субъективна. "Бесспорно, какие-то решения повышают затраты, но какие-то и снижают. Другое дело, что бизнес часто встает на позицию жалобщика, надеясь получить больше преференций", - отметил он.
Вместе с тем, в предложениях министерства есть очевидная логика, поскольку объективная оценка регуляторного воздействия необходима, причем еще до внедрения новации. Сейчас ее проходят лишь инициативы правительства, и эту практику надо расширить на предложения депутатов Госдумы и прочие поправки. Важно оценивать их после второго чтения, когда вносятся наиболее существенные изменения, в том числе, с точки зрения расходов бизнеса.