МОСКВА, 2 июл - Прайм, Мария Захарова. Ситуация в крупнейшем российском автопроизводителе ОАО "АвтоВАЗ"
Аналитики в то же время полагают, что в ближайшие месяцы темпы падения сократятся благодаря обещанному Минпромторгом запуску программы льготного автокредитования.
ВСЕ ОЖИДАЕМО
Наметившаяся несколько месяцев назад тенденция падения спроса на автомобили "АвтоВАЗа" сохранилась, и в отчетный период автогигант реализовал на 6,7% машин меньше, чем в первом полугодии прошлого года, а в июле падение составило 16%.
ЧИТАТЬ: "АвтоВАЗ" за I полугодие сократил продажи на 6,7%, за июнь - на 16% >>
По мнению руководителя портала auto-dealer.ru Олега Дацкива, ничего неожиданного в данной ситуации нет. "Замедление рынка наблюдается еще с августа прошлого года, а у некоторых производителей даже с мая. Уже все начинают корректировать планы в сторону уменьшения продаж", - говорит он.
У "АвтоВАЗа" при этом самая разветвленная дилерская сеть в стране, а дилеры наиболее точно реагируют на любые изменения. "Так вот дилеры как раз и показывают, что ситуация на рынке сейчас весьма негативная", - добавляет Дацкив.
По мнению эксперта, в ближайшей перспективе падение начнет замедляться. "В первом полугодии падение было очень резким именно из-за эффекта высокой базы прошлого года. А потом рынок начал замедляться, и во втором полугодии разница будет не такой огромной. То есть минус останется, но он будет меньше. Мой прогноз - общее сокращение рынка на 7-10% по итогам года. Наиболее благоприятное развитие событий для "АвтоВАЗа" - минус 5% в 2013 году к 2012 году", - считает аналитик.
КТО ВИНОВАТ
Падение продаж обусловлено, с одной стороны, невысоким ростом доходов населения из-за общей нестабильности на сырьевых рынках и ухудшения экономической ситуации в целом, с другой - высокими ставками по автокредитам на уровне 14-16%, напоминает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
ЧИТАТЬ: Глава Renault-Nissan Гон стал председателем совета директоров "АвтоВАЗа" >>
"Помимо общих тенденций, оказывающих влияние на весь рынок, падение продаж "АвтоВАЗа" объясняется сменой модельного ряда автомобилей Lada. Ушла "классика", существенно сократились продажи "Самары" и "Приоры", происходит смена поколений "Калины". А на смену пришли "Гранта", которая является локомотивом продаж, и "Ларгус", спрос на который все еще остается неудовлетворенным. Падение будет происходить и дальше, так как второму поколению "Калины" еще предстоит набрать рыночный темп, а обновление модельного ряда пока не закончено. Да и в целом ситуация на российском рынке не способствует росту продаж, особенно в бюджетном сегменте", - говорит ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.
МИНПРОМТОРГ ПОМОЖЕТ
"Ситуация станет более благоприятной уже в августе-сентябре, когда начнет работать обещанная Минпромторгом программа по льготному автокредитованию. Вполне вероятно, что в сложившейся ситуации часть покупателей просто взяла паузу и отложила до тех пор покупку машины. Предельная величина стоимости авто, которую можно приобрести по этой программе на льготных условиях, - 700 тысяч рублей. Вся линейка машин "АвтоВАЗа" как раз входит в этот ценовой диапазон ", - добавляет Рожков.
В свою очередь с тем, что "АвтоВАЗ" извлечет выгоду из программы льготного автокредитования, согласен и Тимерханов, однако он подчеркивает, что она не связана только с автогигантом. "Поскольку она призвана стимулировать рынок в целом, активизировать продажи в кредит", - отмечает он.
НЕ ТОТ СЕГМЕНТ
"У "АвтоВАЗа" при этом ситуация своеобразная в том плане, что их авто представлены в бюджетном сегменте, а сейчас тенденция такова, что спрос концентрируется в отношении более дорогих машин. Сейчас средняя цена приобретаемой машины составляет 600-700 тысяч рублей. "АвтоВАЗ" в этом сегменте не представлен. Это также одна из основных причин, из-за которой продажи у компании снижаются", - отмечает Рожков.