МОСКВА, 26 июл - Прайм, Надежда Фролова. РЖД получат 260 миллиардов рублей на модернизацию железнодорожных магистралей Транссиб и БАМ в виде 110 миллиардов рублей прямых бюджетных инвестиций и 150 миллиардов рублей из средств Фонда национального благосостояния, который выкупит выпущенные привилегированные акции монополии. Эти проекты стоимостью в 562 миллиарда рублей станут крупнейшими в истории современных железных дорог России.
В пятницу после совещания у президента РФ Владимира Путина, как и предполагало агентство "Прайм", были официально озвучены объемы и механизмы получения РЖД госсредств на модернизацию БАМа и Транссиба, пропускные способности которых исчерпаны и требуют расширения. Однако, открывая заседание, глава государства поручил правительству на конкурсе выбрать независимого финансового консультанта для оценки окупаемости проектов и подготовить подробный план-график их реализации.
ЧИТАТЬ: ФНБ направит 150 млрд руб на Транссиб и БАМ путем покупки "префов" РЖД >>
Президент РЖД Владимир Якунин в последнее время подвергался многочисленным провокациям и нападкам, включая разосланный от имени пресс-службы правительства фальшивый пресс-релиз о его отставке, публикацию информации о принадлежащей ему роскошной даче в Подмосковье и пост оппозиционера Алексея Навального о несоответствии расходов главы госмонополии доходам. Сам Якунин связывал это с грядущим принятием решений о выделении средств на масштабные инфраструктурные проекты.
НЕЗАВИСИМЫЕ ПОДСЧЕТЫ
Состояние железнодорожной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока сейчас не отвечает потребностям роста рынка перевозок. По данным РЖД, это связано с тем, что в последнее десятилетие направление грузопотоков в РФ сместилось на восток из-за повышенного спроса на отечественное сырье в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего в Китае. Инвестирование 562 миллиардов рублей позволит к 2020 году увеличить объем вывоза грузов на 40%, или на 55 миллионов тонн, по сравнению с показателем 2012 года.
Вдоль БАМа и Транссиба находятся десятки перспективных угольных и железорудных месторождений. Объем перевозок с них в 2012 году составил около 58 миллионов тонн. К 2020 году он, как ожидается, вырастет до 113 миллионов тонн. Перевозки грузов на подходах к Приморскому краю через семь лет могут достичь 95 миллионов тонн.
Сейчас по Транссибу перевозится в год около 110 миллионов тонн. В основном это внешнеторговые грузы. Однако с началом активного вывоза с указанных месторождений и из портов, а также с ростом транзитного потока БАМ и Транссиб в их нынешнем состоянии просто не справятся.
РЖД для более весомого обоснования инвестиций в проекты по развитию БАМа и Транссиба ранее подготовили актуализированную генсхему развития ж/д сети до 2020 года. Однако Путин в пятницу заявил, что необходимо детально структурировать схему модернизации БАМа и Транссиба, просчитать окупаемость проекта и возвратность инвестиций. К этой работе он предложил привлечь независимого финансового консультанта, который на конкурсной основе должен быть выбран правительством России.
Министр транспорта Максим Соколов позднее заявил журналистам, что проекты модернизации БАМа и Транссиба будут сделаны к 2014 году. Их подготовка оценивается в 25 миллиардов рублей.
Надо досконально проработать обсуждаемые проекты и оценить возможные последствия для экономики в деньгах, при тех или иных сценариях развития ситуации, согласен вице-президент "Покровки Финанс" Алексей Вязовский. "Мы разделяем точку зрения, что такой оценкой должна заниматься независимая структура, финансово не заинтересованная в том или ином варианте решения", - отметил он.
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ РЖД
Дискуссия о выделения государственных средств на реконструкцию БАМа и Транссиба велась несколько лет. Объем необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры Дальневосточного региона по консервативному варианту оценивался в 562 миллиарда рублей, из которых РЖД до 2018 года вложит 302 миллиарда рублей. От государства монополия планировала получить около 260 миллиардов рублей.
Путин летом на ПМЭФ заявил о выделении на финансирование инфраструктурных проектов, в том числе Транссиба, 450 миллиардов рублей из ФНБ на возвратной основе. Министр транспорта по итогам совещания у Путина в пятницу сообщил, что одобрены средства на модернизацию БАМа и Транссиба в объеме 562 миллиарда рублей до 2018 года, включая 150 миллиардов рублей возвратных средств ФНБ и 110 миллиардов рублей в виде прямых бюджетных инвестиций. Таким образом, РЖД получат на проекты ожидаемые средства.
До сегодняшнего дня оставался неизвестным механизм получения государственных денег. РЖД в разное время предлагали несколько вариантов. Последний был такой: ФНБ покупает акции РЖД и возвращает себе деньги после приватизации компании. Дивиденды будут обслуживать средства наравне с мультипликативным эффектом. Такой вариант, пояснял "Прайму" источник в РЖД, связан с сверхдлинным сроком окупаемости проектов.
ЧИТАТЬ: Путин: Проекты развития БАМа и Транссиба должен оценить независимый консультант >>
Соколов уточнил в пятницу, что РЖД, как предполагается, выпустят привилегированные акции на 150 миллиардов рублей, а ФНБ будет тратить на них по 50 миллиардов рублей ежегодно в 2014-2016 годах. Однако для этого надо еще изменить законодательство и устав РЖД. Уставный капитал РЖД сейчас состоит только из обыкновенных акций. По словам министра, на первоначальном этапе "префы" могут обеспечить доходность 2-3%, но в целом она должна оказаться не ниже инфляции.
Аналитик Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" полагает, что, инвестируя в привилегированные акции средства ФНБ, государство гарантирует некоторую доходность по этим инвестициям. "Скорее всего, в уставе будет зафиксировано правило выплаты дивидендов в определенном размере от чистой прибыли (вероятно, в интервале 5-10%). В то же время могу предположить, что впоследствии эти акции могут быть предложены инвесторам в рамках IPO. Причем размещение акций на IPO должно будет пройти по цене выше цены покупки акций ФНБ", - добавил он.