Основной причиной повышения рейтинга является монетарный фактор, а именно улучшение «показателей внешней ликвидности и государственной задолженности». В конце 2004 года государство стало внешним нетто-кредитором, и в ближайшие два года, по оценкам S & P , эти позиции могут только укрепиться. Размер обслуживания внешнего долга в 2005-2007 гг. сопоставим с величиной стабилизационного фонда /19 млрд. долларов на конец 2004 года/, который имеет потенциал увеличения, а также ЗВР. Таким образом, правительство накопило достаточные резервы для обслуживания долга с тем, чтобы справиться с негативным развитием событий в случае резкого падения цен на нефть. С учетом ожидаемых высоких цен на нефть сильными остаются позиции государства в налогово-бюджетной сфере. При этом внешняя ликвидность продолжит улучшаться и уравновесит растущий внешний долг частного сектора.
По мнению агентства, улучшения в сфере государственной задолженности и ликвидности столь значительны, что они уравновешивают серьезный и возрастающий политический риск, который «по-прежнему остается ключевым ограничительным фактором рейтинга в России». Символично то, что S & P уделило существенное внимание в обосновании своего решения оценке рисков российской экономики, в частности, политическому риску. По мнению агентства, в 2004 году политическая неопределенность в России усилилась. Кроме того, отмечается приостановка хода реформы Газпрома и замедление реформы электроэнергетики, а также фактический провал в реформировании судебной системы и бюрократического аппарата.
Что касается прогноза - «Стабильный», - то он учитывает «неопределенные в среднесрочном периоде перспективы уменьшения политического риска и в то же время сильную позицию правительства в финансовой сфере, столь же сильные позиции в сфере ликвидности и хорошие перспективы роста - на 4-5% в среднем - в среднесрочной перспективе».
По мнению S & P , «улучшению кредитоспособности РФ могли бы способствовать улучшения в политической сфере и возобновление процесса реформирования. Напротив, дальнейшее значительное ухудшение политической ситуации одновременно с необоснованными решениями в области экономической политики в России могли бы радикально поколебать доверие инвесторов и привести к увеличению оттока частного капитала за границу».