Интервью

"ЮКОС" простил всех несостоявшихся участников сделки с "Юганскнефтегазом", кроме Deutsche Bank

Читать на сайте 1prime.ru

Руководство "ЮКОСа" приняло решение отказаться от юридических претензий в отношении пяти западных банков, которые собирались профинансировать покупку активов "Юганскнефтегаза". Адвокаты нефтяной компании подали в хьюстонский суд /штат Техас/ заявление, в котором сообщили, что больше не имеют претензий к банкам ABN AMRO Bank N.V., BNP Paribas, Calyon, JP Morgan Chase Bank, N.A. и Dresdner Kleinwort Wasserstein. "ЮКОС" пошел на перемирие после того, как указанные банки в письменном виде дали заверения в том, что не имели отношения к нашумевшему аукциону по продаже "дочки" "ЮКОСа", прошедшему в Москве 19 декабря 2004 г. Также банки уверили "ЮКОС", что не намерены принимать участие в других сделках по захвату компании.

Напомним, что тогда активы "Юганскнефтегаза" за неуплату "ЮКОСом" налогов были проданы "с молотка" никому не известной компании "Байкал Финанс Групп", у которой позже были перекуплены "Роснефтью". Незадолго до "часа Х" "ЮКОС" обратился в хьюстонский суд с просьбой о начале процедуры банкротства. Это было сделано с целью сорвать готовящийся аукцион. Судья Летиша Кларк приняла постановление о приостановке на 10 дней любых транзакций с активами "ЮКОСа" до решения вопроса о банкротстве. В постановлении упоминалась и российская компания "Газпром", которая, как предполагали, собиралась приобрести "Юганскнефтегаз", а также ряд западных банков, заявивших о готовности профинансировать скандальную сделку. Во главе этой банковской группы стоял Deutsche Bank.

Решение хьюстонского суда не остановило аукциона, однако ни "Газпром", ни консорциум банков не приняли в нем участия. Участие западных банков в кредите "запрещенной" сделки могло бы сделать их потенциальными объектами для юридического преследования на территории США. Россия же заявила, что не обязана подчиняться решениям американского суда. Однако у "Газпрома" могли возникнуть проблемы юридического характера в Европе, куда он экспортирует огромные объемы добываемого газа.

Тем не менее, "ЮКОС" продолжал настаивать на возможной причастности западных банков к сделке. Однако уверения последних в том, что они не имеют никакого отношения к продаже "Юганскнефтегаза" сыграли свою роль, и менеджмент нефтяной компании согласился отозвать иск. По мнению руководства "ЮКОСа", не имеет смысла продолжать судебную тяжбу с банками, которые отрицают любое участие в продаже активов компании. Кроме того, вчера президент “Роснефти” Сергей Богданчиков заявил, что для финансирования покупки "Юганскнефтегаза" были привлечены средства российских банков.

Однако, несмотря на подтверждения невиновности западных банков, "ЮКОС" не намерен прекращать преследования Deutsche Bank, возглавившего консорциум несостоявшихся кредиторов. Это связано с тем, что в ответ на претензии "ЮКОСа" адвокаты Deutsche Bank, в свою очередь, обратились в хьюстонский суд с требованием о прекращении дела о банкротстве нефтяников. В качестве аргумента они выдвинули то, что у американского суда нет полномочий вести дело российской компании, которая фактически не имеет собственности и не ведет реальных деловых операций в штате Техас. По мнению представителей Deutsche Bank, дело "ЮКОСа" подлежит юрисдикции Европейского суда или международного арбитражного суда. В то же время, представители "ЮКОСа" продолжают верить в то, что суд США по делам о банкротстве наиболее подходит для рассмотрения этого дела. Как сказано в сообщении компании, "приятно находиться в зале, где уважают правовую систему, а решения принимаются справедливо и беспристрастно". Кроме того, "ЮКОС" представил суду документы, свидетельствующие, что 27 млн долл средств компании размещены на счетах в банках США, поэтому выбор места для решения спора является оправданным. Техасский суд взял на себя управление "львиной долей" этих денег. Теперь третья сторона может получить их лишь на основании решения суда. Оставшаяся сумма пойдет на оплату адвокатов и осуществление ряда операций.

Рассмотрение ходатайства "ЮКОСа" против Deutsche Bank намечено на 16-17 февраля. Так что противостояние продолжается, и, похоже, это дело будет еще долго тянуться в судах различной инстанции. С одной стороны, представители Deutsche Bank заверяют, что не имели никакого отношения к финансированию спорной сделки, с другой – "ЮКОС" намерен пойти до конца, чтобы узнать, кто причастен к продаже "Юганскнефтегаза" и потребовать с виновного компенсацию. Сразу после проведения аукциона менеджмент нефтяной компании заявил о намерении взыскать убытки с тех, кто был к нему причастен, а ущерб от продажи был оценен в более чем 20 млрд долл.

Затягивание вероятно еще и потому, что "ЮКОС" оставил за собой право возобновить судебное преследование пяти "прощеных" банков, если у компании появятся новые доказательства их причастности к сделке по продаже "Юганскнефтегаза". Некоторые аналитики не исключают, что такой сценарий дальнейшего развития событий вполне возможен. По их мнению, никто не может гарантировать, что спустя некоторое время названия этих банков вновь "всплывут" в связи с очередными обвинениями в причастности к финансированию структур, купивших "Юганскнефтегаз" или любой другой актив "ЮКОСа".

Уже известно, какие ближайшие судебные процессы предстоит пережить бывшей компании Михаила Ходорковского. 3 марта текущего года суд рассмотрит вопрос о праве "ЮКОСа" распоряжаться своими счетами, открытыми в американских банках и временно находящимися под управлением суда. В этот же день будет рассматриваться просьба нефтяной компании о предоставлении ей права закрыть свои счета в России.

Новым же владельцам "Юганскнефтегаза" достались не только претензии со стороны руководства и акционеров "ЮКОСа", но и долги нефтедобывающего актива. Group Menatep, как основной акционер "ЮКОСа" требует от "Роснефти" выплатить кредит в размере 900 млн долл, который был гарантирован "Юганскнефтегазом". Собственные же долги нефтедобывающей компании на середину декабря 2004 г в совокупности составляли около 8 млрд долл. Требования в адрес "Роснефти" расплатиться по этим долгам начали раздаваться сразу после того, как стало известно, что "Юганскнефтегаз" приобрела именно она. Сегодня заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов заявил ПРАЙМ-ТАСС, что долги бывшего основного добывающего актива "ЮКОСа" должен погасить его новый собственник. "Этого просто нельзя избежать, так как "Роснефть" купила компанию, обремененную долгами", - отметил он, подчеркнув, что факт перехода собственности не очистил "Юганскнефтегаз" от налогов.

Обсудить
Рекомендуем