Статья

Суд признал, что "Ист-Лайн" незаконно арендует "Домодедово", но компромисс будет найден

Читать на сайте 1prime.ru

Федеральный арбитражный суд Московского округа признал недействительным договор аренды группой "Ист-Лайн" аэропорта "Домодедово". Об этом ПРАЙМ-ТАСС сообщили в суде. Таким образом, суд удовлетворил кассационную жалобу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Оспоренный договор был заключен в мае 1998 года. По нему группа "Ист Лайн" получила аэродромный комплекс, включая все имущество, принадлежавшее аэропорту, в аренду на 75 лет. Однако в 2003 году ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" и Росимущество оспорили этот договор. Причиной подачи иска стало то, что Комитет по управлению имуществом Московской области, от лица которого был заключен этот договор, не имел права его заключать. По мнению юристов ГУПа, сделку должно было одобрить Росимущество. Администрация аэропорта "Домодедово", кроме того, утверждала, что фактически утратила право осуществлять деятельность по обеспечению авиационной безопасности, предусмотренную уставом.

Помимо этого, Росимущество утверждает, что размер арендной платы за стоянки самолетов, переданных в аренду входящему в группу "Ист-Лайн" ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", позволяет делать выводы о "недополучении доходов от использования имущества в бюджет". Кроме того, по мнению, высказываемому представителями этой организации, договор аренды заключен на очень долгий срок, а стоимость аренды чересчур мала.

Конфликт перешел в юридическую плоскость, и началось "хождение по инстанциям". В 2003 г суды первой и апелляционной инстанции отказали представителям аэропорта в иске с просьбой признать договор аренды недействительным на основании ст. 168 ГК. Минимущество и Госслужба гражданской авиации Минтранса подали кассационную жалобу, и в марте 2004 года суд отправил дело на новое рассмотрение. Арбитражный суд Московской области снова 7 сентября 2004 года отклонил иск, а 15 ноября апелляция подтвердила это решение. Согласно действующему законодательству, предельный срок для договоров аренды недвижимого имущества или аэродромного комплекса не оговаривается, чем и было обосновано судебное решение. Однако сегодня кассационная инстанция отменила все предыдущие судебные решения.

До последнего времени стороны не соглашались идти на компромисс. Но теперь этот вариант становится наиболее вероятным сценарием разрешения кризисной ситуации. Как сообщает газета "Ведомости", в администрации президента РФ настоятельно советует Росимуществу и "Ист-Лайну" заключить мировое соглашение, которое устроило бы частную компанию и отвечало бы интересам государства. Убеждать компании пойти на мировую придется министру экономического развития Герману Грефу. Росимущество также согласно работать над таким соглашением, однако из-за большого количества арендуемого имущества подготовка этого документа может занять немало времени.

"Ист-Лайн" тоже готов к уступкам. Как заявила ПРАЙМ-ТАСС директор по связям с общественностью группы Юлия Мазанова, возможно перезаключение договора с той структурой, которая будет обладать соответствующими правами. Не исключено, что это будет федеральная структура. В любом случае, "Ист-Лайн" вложила в реконструкцию "Домодедово" более 500 млн долл, и не собирается так легко расставаться с этими деньгами. "Мы надеемся, что сейчас речь идет о переоформлении", - сказала представитель "Ист-Лайн", не назвав ожидаемых сроков подписания нового договора. По ее словам, судебное решение не означает отстранения группы от управления аэропортом. Однако статус сторон и порядок их взаимоотношений до момента перезаключения договора пока остается неясным.

Представители группы также готовы обсуждать возможное повышение арендной платы. Кроме того, "Ист Лайн" предлагает разработать единые правила расчета арендных ставок для всех аэропортов. Это предложение поддерживает и Минтранс. Если такие правила примут, арендная ставка будет рассчитываться исходя из стоимости имущества аэропорта, срока его эксплуатации и прочих параметров, позволяющих вычислить наиболее приемлемую в каждом конкретном случае сумму. При таком расчете с каждого московского аэропорта государство сможет получать около 3 млн долл ежегодно.

Не исключено, что компромисс стал возможен из-за того, что, хотя "Ист-Лайн" получил "Домодедово" в результате не совсем законной сделки, он совершенно преобразил некогда прозябающий в бедности аэропорт. Группа "Ист-Лайн" - единственная в России компания, имеющая успешный опыт управления крупным транспортным центром. За несколько лет работы компания создала на базе "Домодедово" авиационный транспортный центр, отвечающий самым жестким мировым требованиям. Теперь "Домодедово" борется за лидерство среди российских аэропортов с управляемым государством "Шереметьево". Пассажиропоток "Домодедово" вырос в 2004 году на 30 проц до 12 миллионов человек. После реконструкции несколько крупных иностранных перевозчиков перевели свои рейсы из "Шереметьево" в "Домодедово".

Многие аналитики считают, что желание государства примирить враждующие стороны и оставить аэропорт частному владельцу – наилучший выход из сложившейся ситуации. Этот пример наглядно говорит о том, что не всегда государство может управлять своей собственностью лучше, чем это делает частный владелец. К тому же, это решение наверняка одобрят и инвесторы, у которых за время противостояния могло сложиться впечатление, что споргосударства с "Ист-Лайном" ни что иное, как продолжение дела "ЮКОСа". Иное разрешение конфликта могло бы нанести очередной удар по инвестиционной привлекательности России и подорвать доверие инвесторов к нашей стране, и без того в последнее время весьма шаткое. В то же время, большинство экспертов до сих пор склонялись к тому, что экспроприации не произойдет. Вероятнее всего, договор в скором времени будет перезаключен на более выгодных для государства условиях, и собственнику частично возвратят возможность контроля за собственностью. Компромисс будет найден, и именно в таком контексте следует воспринимать сегодняшнее решение суда, считают они. Пока же аэропорт "Домодедово" продолжит свою работу в обычном режиме. "Решение суда никак не отразится на производственной программе аэропорта, расписание полетов не изменится, и пассажиры не пострадают", - отмечает сотрудник пресс-службы "Ист-Лайна".

Обсудить
Рекомендуем