Интервью

"Газпром" и "Роснефть" утверждают, что конфликта, мешающего слиянию, между ними нет

Читать на сайте 1prime.ru

“Газпром” и “Роснефть” поддерживали и поддерживают решение правительства РФ об увеличении пакета акций государства в "Газпроме" до контрольного. Сейчас государство владеет 100 проц акций “Роснефти” и 38,37 проц акций газового концерна.

После увеличения доли государства рынок акций "Газпрома" в обязательном порядке будет либерализован. В частности, для иностранцев будут сняты ограничения на покупку акций газовой компании. Сейчас они не могут владеть более чем 20 проц акций "Газпрома". В настоящее время в “Газпроме” и “Роснефти” проводится вся необходимая работа по подготовке к выполнению указаний собственника, говорится в совместном заявлении “Газпрома” и “Роснефти”. “Данное решение полностью отвечает интересам национальной безопасности России и находится в русле реализации стратегии развития нефтегазовой отрасли страны”, отмечается в заявлении.

Заявление сделано “в связи с появлением в СМИ ряда публикаций, содержащих неточности, искажения и несоответствующую действительности информацию относительно якобы имеющего место конфликта интересов вокруг слияния “Газпрома” и “Роснефти”. Подобная информация появилась после приобретения "Роснефтью" нефтедобывающей компании "Юганскнефтегаз" – бывшего актива "ЮКОСа".

Сделка, ранее запланированная на январь, откладывалась, и данные о сроках ее окончательного завершения пока весьма противоречивы. Также до сих пор не обнародована окончательная схема сделки. Обсуждаются несколько ее вариантов, в частности слияние "Роснефти" с "Газпромом" без участия "Юганскнефтегаза". Последний предложено выделить как самостоятельную компанию, часть акций которой, возможно, перейдет китайским и индийским нефтяникам. По мнению аналитиков, такие варианты вполне возможны, поскольку в случае, если "Газпром" обходными путями завладеет активом "ЮКОСа", не исключено, что акционеры этой компании предъявят газовому монополисту свои претензии. Именно опасаясь такого развития событий "Газпром" воздержался от покупки "Юганскнефтегаза" на прямом аукционе, считают эксперты. ЮКОС" уже потребовал у "Газпрома", "Роснефти", "Байкалфинансгрупп" и "Газпромнефти" 20 млрд долл, которые компания, по мнению ее адвокатов, потеряла вместе со своим нефтедобывающим активом. Соответствующий иск поступил в Хьюстонский суд по банкротствам 12 февраля текущего года.

Кроме того, вместе с "Юганскнефтегазом" на "Роснефть" свалились его долги, которые теперь предстоит выплачивать государственной компании. Видимо, поэтому с момента обретения бывшим активом "ЮКОСа" нового хозяина, налоговые претензии в его адрес больше не поступали. Более того, 9 февраля "Юганскнефтегаз" одержал первую за последние месяцы весомую победу в суде, добившись отмены взыскания очередной задолженности. Речь идет о сумме более чем в 9 млрд руб из налогового долга компании за 1999 год. Не исключено, что начался новый процесс по снятию старых налоговых претензий с "Юганскнефтегаза", полагают эксперты. Если "Роснефти" удастся преуспеть в этом деле, позиции "ЮКОСа" и его основного акционера Group Menatep в международных судах существенно укрепятся. Они получат серьезное доказательство того, что претензии были направлены непосредственно против конкретного владельца компании, чтобы отобрать у него "Юганскнефтегаз" в пользу государства. Вся эта ситуация отнюдь не идет на пользу предстоящему слиянию и заставляет правительство разрабатывать новые схемы, учитывающие интересы каждой компании.

Кроме того, в сделке заинтересованы слишком многие стороны, чьи интересы зачастую не совпадают друг с другом. Иногда они даже вступают в прямое противоречие. Например, на прошлой неделе глава Росэнерго Сергей Оганесян высказал свое личное мнение, что "Юганскнефтегаз" должен остаться в структуре "Роснефти", которая, в свою очередь, должна остаться самостоятельным игроком на нефтяном рынка. "Газпром" в рамках этой схемы станет миноритарным акционером "Роснефти", и, таким образом, государство доведет в свой пакет в концерне до контрольного. Комментируя заявление главы агентства, пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов отметил, "это частное мнение господина Оганесяна, о чем он и заявил на пресс-конференции".

Впрочем, большинство аналитиков, опрошенных ПРАЙМ-ТАСС, полагает, что "ЮКОСу" вряд ли удастся победить на предстоящем суде в Хьюстоне. В любом случае, решение суда не окажет никакого влияния на предстоящую сделку между "Газпромом" и "Роснефтью", считают они. Каким бы оно не было, иметь юридической силы на территории России это решение иметь не будет, и, поскольку других причин, препятствующих слиянию, не наблюдается, оно может быть завершено уже к концу февраля. Если же суд признает, что он в принципе не может рассматривать дела о продаже российских компаний на территории США, то процесс слияния “Газпрома” и “Роснефти” может ускориться уже на следующей неделе. В то же время, некоторые аналитики предполагают, что покупка "Юганскнефтегаза" вместе с его немалыми долгами существенно уменьшила инвестиционную привлекательность "Роснефти" для "Газпрома". Слияние может произойти не ранее, чем "Роснефть" погасить большую часть долгов перед российскими и зарубежными банками, считают они.

Однако "Роснефть" может "сбросить" часть своей долговой нагрузки на дочерние предприятия. В конце февраля акционерам "Роснефть-Пурнефтегаз", "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" и "Роснефть-Ставропольнефтепродукт" было предложено на общем собрании одобрить предоставление "Роснефти" беспроцентных займов сроком до года на общую сумму более 5,4 млрд долл. По мнению, высказанному в ряде СМИ, перспектива обременения "дочек" "Роснефти" такими кредитами не вызвала восторга в Кремле, поскольку это затруднило бы слияние компании с "Газпромом" и увеличение госпакета акций в газовой монополии до контрольного. Очевидно, в "Роснефть" действительно поступили недвусмысленные указания не делать ничего, что помешало бы грядущей сделке, поскольку руководство компании предупредило о возможности отмены ранее созванных собраний. Многие эксперты оценивают эту ситуацию как локальную победу "Газпрома" в деле упрощения и ускорения слияния компаний. Они отмечают, что политический вес главы газового концерна Алексея Миллера и его сторонников в администрации президента весьма значителен, и рано или поздно им удастся преодолеть мнение другой группы, являющейся противниками слияния "Газпрома" и "Роснефти".

Поэтому слишком сильная проволочка в этом вопросе все-таки маловероятна. “Газпром” и “Роснефть” имеют долгую историю сотрудничества в реализации совместных стратегических проектов, отмечается в заявлении. Скорее всего, они намерены продолжать это сотрудничество и дальше. Исходя из этого, становится очевидно, что стороны решили прийти к соглашению относительно способов и сроков слияния, урегулировав спорные вопросы. Вряд ли кто-либо из них отважится противостоять давлению Кремля, которому выгодно скорейшее объединение компаний, получение контрольного пакета акций "Газпрома" и следующая за ним либерализация рынка акций этой компании. Ведь именно реформа "Газпрома" является своего рода "лакмусовой бумажкой", объясняющей иностранным инвесторам текущее положение дел в России. До тех пор, пока этой реформы не произошло, вложения в российские акции не будут иметь масштабного характера, и о полноценном росте на фондовом рынке остается лишь мечтать.

Обсудить
Рекомендуем