Интервью

"Борьба за НДС" закончилась: последствия принятых решений для бизнеса и власти

Читать на сайте 1prime.ru

Ставка налога на добавленную стоимость /НДС/ в 2006 г останется на уровне 18 проц, и в ближайшие три года ее снижение не планируется. Об этом заявил журналистам министр финансов РФ Алексей Кудрин после сегодняшнего заседания правительственной комиссии по бюджету под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова.

На заседании обсуждались и были приняты предложения Минэкономразвития и Минфина РФ по налоговому пакету. Кроме предложений не снижать ставку НДС в ближайшие три года, участники комиссии приняли решения "по возмещению НДС по капитальным вложениям, переносу убытков на будущий период, дополнительной премии по амортизации в 10 проц, полному учету расходов на НИОКР, переходу на уведомительный порядок возмещения НДС при экспорте" и ряд других налоговых предложений, касающиеся, в том числе малого бизнеса,. Льготная ставка НДС также сохранится на уровне в 10 проц.

Таким образом, противостояние между премьером и министрами экономического блока по поводу возможного снижения ставки НДС до 13 проц наконец-то разрешилось. Напомним, что такая инициатива принадлежала М.Фрадкову и его сторонникам, которые предложили проводить кардинально новую налоговую политику и, в частности, существенно снизить НДС. Инициатором реформы выступил замруководителя аппарата правительства и главный экономист премьера Михаил Копейкин. По его мнению, эти меры обеспечили бы рост ВВП на 1–2 проц в год, а предприниматели получили бы 330 млрд руб дополнительных доходов, которые смогли бы инвестировать в производство. От проведения в жизнь этого сценария бюджет потерял бы всего 100-150 млрд руб, компенсировать же потери казны предлагалось за счет улучшения налогового администрирования и средств Стабфонда. Еще более резкую позицию занял глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, предложивший отменить НДС вообще, заменив его 10–15-процентным налогом с продаж.

Однако столь радикальные предложения вызвали существенные возражения со стороны министерств экономического блока. По их мнению, такая инициатива делает нереализуемыми цели, поставленные президентом РФ. Речь идет о снижении инфляции в течение нескольких лет до 3 проц. Кроме того, обещание премьера повысить заработную плату в 2 раза в номинальном выражении к 2008 г и, соответственно, увеличить реальную заработную плату на 50 проц к середине 2008 г также окажется невыполнимым. "Повышение зарплаты в номинальном выражении в 2 раза не будет означать 50 проц в реальном выражении, - отметил источник в правительстве РФ.

По мнению, высказываемому в правительственных кругах, предлагаемое снижение НДС до 13 проц будет иметь краткосрочный эффект и по расчетам даст дополнительное увеличение ВВП в первый год на 0,3-0,4-проц пункта, а в последующие годы не более 1-проц пункта.

Как отметил А.Кудрин, Минфин и Минэкономразвития представили М.Фрадкову детальный анализ последствий снижения НДС до 13 проц с 2006 г. Заметим, что изначально были предложены три варианта снижения ставки НДС, начиная с будущего года. Первый вариант предусматривает снижение основной ставки НДС с одновременной отменой действующей ныне льготной ставки для некоторых товаров и услуг, с установлением единой ставки этого налога в размере 15 процентов. Второй вариант предусматривает снижение основной ставки НДС до 16 процентов с сохранением действующей льготной ставки в размере 10 процентов в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарственные средств и печатных изданий. Третий вариант предполагает снижение основной ставки НДС с одновременной отменой действующей ныне льготной ставки для некоторых товаров и услуг, с установлением единой ставки этого налога в размере 13 процентов.

Минфин и Минэкономразвития проанализировали возможные последствия каждого из этих трех сценариев. Как сказано в сообщении Минфина, поступившем в распоряжение ПРАЙМ-ТАСС, первый вариант лишит федеральный бюджет поступлений на сумму около 172 млрд руб, второй – около 148 млрд руб, и, наконец, третий обойдется стране примерно в 362 млрд руб. Оценки Минэкономразвития более "щадящие", но и они обещают федеральному бюджету немалые потери.

Позицию А.Кудрина и Германа Грефа поддержал и Международный валютный фонд /МВФ/. По подсчетам экономистов фонда, в результате снижения НДС до 13 проц бюджет потеряет в 2006 году доходов на 1,5 проц от ВВП, т.е. свыше 300 млрд руб, при этом собираемость НДС вырастет в лучшем случае на 0,1-0,2 проц ВВП. А в случае снижения цен на нефть до 20 долл за баррель в бюджете образуется дефицит в 4 проц ВВП.

Налицо "конфликт мнений", образовавшийся в правительстве вокруг одного из самых спорных и принципиальных для российской экономики вопросов – реформирования налоговой системы, в частности, снижения размера ключевых налогов. Как уже было сказано, премьер и его сторонники в аппарате правительства придерживаются радикального варианта развития налоговой реформы, в то время как экономические министерства выступают за более консервативный сценарий. Представители бизнеса восприняли предложение М.Фрадкова и его команды как безусловно положительное, однако в последний момент премьер сдался и пошел на поводу у Минфина и Минэкономразвития. Он согласился с позицией министерств в части того, "что ставку пока не стоит трогать", предложив взамен вплотную заняться "совершенствованием налогового администрирования в части сбора НДС".

В итоге вместо радикального изменения налоговой системы чиновники решили заняться ее капитальным ремонтом – улучшить налоговое администрирование и принять ряд поправок в Налоговый кодекс, которые, по их мнению, стимулируют развитие малого бизнеса и приток инвестиций. А.Кудрин считает, что данный налоговый пакет является "более рациональным с точки зрения влияния на экономику и последствий на бюджет". "Более радикальный вариант /налоговых предложений/ мы пока не можем себе позволить", - сказал министр.

Вместе с тем, ряд экспертов полагает, что разразившееся противостояние говорит, прежде всего, о противоречиях, и даже о расколе в правительстве. В частности, такой точки зрения придерживается депутат Госдумы Михаил Задорнов. Он отмечает, что все время, что существует "кабинет Фрадкова" – а это примерно год, правительство лишь реализовывало идеи, доставшиеся ему в наследство от "кабинета Касьянова". Это и налоговая реформа, и монетизация льгот, и разграничение полномочий центра и регионов. Поэтому можно говорить о том, что только правительство Фрадкова выбирает собственную политику, и этот выбор не обходится без конфликтов. Снижение НДС – самая простая и самая неэффективная мера по выработке экономической политики, считает М.Задорнов. Он напоминает, что в 2004 году Госдума уже отменила налог с продаж и снизила ставку НДС на 2 процента. Статистика показала, что эти меры не привели ни к снижению цен, ни к инвестиционному эффекту в большинстве отраслей. По мнению депутата, единственный реальный ключ к усилению экономического роста - организация нормальной работы судебной системы, защита прав собственности, отсутствие прессинга налоговых органов на налогоплательщиков. Эти меры должны осуществляться в комплексе и требуют долгой и кропотливой работы.

В то же время, существует мнение, что премьера не устраивает нынешний подход ведомств А.Кудрина и Г.Грефа к экономической политике. Он считает, что она должна быть более конкретной, с четкими и понятными целями и задачами. По этой причине до сих пор не принята новая среднесрочная программа социально-экономического развития, подготовленная Минэкономразвития. Кроме того, М.Фрадков, судя по всему, готов к повышению роли государства и государственных инвестиций в экономике. Так что, если бы точка зрения премьера и его сторонников победила, появилась бы надежда, что правительство начнет работать с предпринимателями, с бизнесом, а не только регулировать макроэкономические показатели.

Победивший в итоге "нулевой вариант", когда ничего не меняется, и все остаются "при своих", некоторые представители бизнеса считают наихудшим. Если М.Фрадков пусть не до конца, но встал на их сторону, то все действия по улучшению налогового администрирования до сих пор носили негативный для бизнеса характер, считают они. Снижения количества проверок не происходит, зато уголовных дел все больше. Впрочем, по сообщениям ряда СМИ, Федеральная налоговая служба /ФНС/ в целом одобрила инициативы М.Фрадкова. Дело в том, что вопрос снижения ставок основных налогов для них не так принципиален, как налоговое администрирование, и по ужесточению последнего налоговое ведомство уже высказало ряд соображений. В частности, для повышения эффективности налогового контроля предлагается предоставлять право на применение нулевой ставки НДС по экспорту только производителям, а экспортные операции перепродавцов освободить от налогообложения и не возмещать им "входной" НДС. По мнению налоговиков, это исключит схемы, направленные на необоснованное применение вычетов по НДС и даст дополнительные поступления в бюджет в размере 79,8 млрд рублей. Так что "легкая жизнь" бизнеса при 13-проц ставке НДС – далеко не факт.

Теперь, по мнению всех заинтересованных сторон, окончательное решение "налогового вопроса" за президентом. И это должно быть политическое решение, поскольку и работа над "трехлетним бюджетом", который предлагает Минфин, и среднесрочная программа Минэкономразвития, целиком "завязаны на налогах", а от того, какими будут эти документы, во многом зависит экономическое будущее нашей страны. При этом ряд экспертов высказывает мнение, что если В.Путин поддержит тактику министров-экономистов, это будет означать ослабление позиций М.Фрадкова. Именно весной 2005 г можно будет сделать первые выводы об эффективности действий нынешнего кабинета и его главы, считают эксперты. Не исключено, что после кризиса с воплощением в жизнь реформы по монетизации льгот у президента появится соблазн сделать премьер-министра своего рода "козлом отпущения". Об этом уже не раз говорили многие политологи, и, возможно, "налоговый вопрос" сыграет свою роль в карьере М.Фрадкова на его нынешнем посту.

Обсудить
Рекомендуем