Как сообщила во вторник пресс-служба правительства РФ, такой срок установлен положением о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, которое утверждено постановлением от 6 марта N118.
Согласно этому документу, окончательный вариант бюджета должен быть предоставлен Минфином в правительство РФ до 12 августа - с тем, чтобы кабинет министров до 20 августа успел рассмотреть документ и направить его в Госдуму.
Согласно положению, правительство РФ не позднее 20 августа одобряет проект федерального бюджета для внесения в Госдуму. Одновременно в Госдуму вносится проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ.
Кроме того, Минэкономразвития до 20 мая обязано представить основные параметры среднесрочного прогноза в бюджетную комиссию, возглавляемую премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым, а к 8 июня документ должен поступить на рассмотрение правительства.
Положение о разработке перспективного финансового плана России и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждено в соответствии со статьями 174 и 184 Бюджетного кодекса РФ и в целях реализации концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг.
Перспективный финансовый план РФ и проект федерального закона о федеральном бюджете разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; бюджетной политикой, определенной в ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию, Бюджетном послании президента РФ, утвержденной правительством РФ программой социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности правительства РФ исходя из сценарных условий функционирования экономики на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
В положении разграничены функции правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и субъектов бюджетного планирования по формированию перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета.
Правительство РФ выполняет следующие функции:
- одобряет основные направления налоговой, таможенной и долговой политики в плановом периоде, сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;
- одобряет основные показатели перспективного финансового плана и перспективный финансовый план;
- одобряет основные характеристики проекта федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета на очередной год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ;
- рассматривает предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном году и на среднесрочную перспективу и ассигнованиях на эти цели;
- устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств РФ;
- одобряет распределение бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования и бюджетными целевыми программами;
- определяет приоритетные направления формирования федеральной адресной инвестиционной программы, одобряет ее и вносит в Госдуму;
- одобряет проект федерального бюджета и вносит его в Госдуму;
- определяет перечень субъектов бюджетного планирования с указанием главных распорядителей средств федерального бюджета, расходы которых входят в состав бюджета соответствующего субъекта бюджетного планирования;
- образует, определяет полномочия и утверждает состав правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
- организует разработку перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета;
- разрабатывает основные направления налоговой и долговой политики, а также предложения по основным направлениям таможенной политики /в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств/;
- разрабатывает основные показатели перспективного финансового плана, проект перспективного финансового плана, проект федерального бюджета;
- разрабатывает основные характеристики проекта федерального бюджета, распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ;
- доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов на плановый период и бюджетные проектировки на очередной год /включая распределенные Министерством экономического развития и торговли РФ предельные объемы расходов инвестиционного характера/;
- доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ концепцию и методику формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенные законодательством РФ;
- определяет /в части, касающейся расходов инвестиционного характера, - совместно с Минэкономразвития РФ/ порядок формирования бюджетов действующих и принимаемых обязательств и методику расчета ассигнований, необходимых для их исполнения;
- определяет порядок применения при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета реестра расходных обязательств РФ;
- обеспечивает совместно с Минэкономразвития РФ методологическое руководство разработкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- обеспечивает методологическое руководство разработкой субъектами бюджетного планирования и администраторами доходов федерального бюджета бюджетных проектировок на очередной год и плановый период;
- разрабатывает и представляет в бюджетную комиссию и правительство РФ предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования в соответствии с принятыми или планируемыми к принятию решениями правительства РФ, за исключением расходов инвестиционного характера;
- готовит и представляет в бюджетную комиссию заключения на предложения субъектов бюджетного планирования по распределению бюджета принимаемых обязательств между бюджетными целевыми программами;
- согласовывает с администраторами доходов федерального бюджета объемы доходов федерального бюджета, а также поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- устанавливает перечень и сроки представления в Минфин РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ отчетных и прогнозных данных, необходимых для разработки и рассмотрения перспективного финансового плана, проекта федерального бюджета и материалов к нему;
- вносит в установленном порядке в правительство РФ проекты актов об утверждении положения о бюджетной комиссии и состава бюджетной комиссии.
Министерство экономического развития и торговли РФ выполняет следующие функции:
- разрабатывает основные направления таможенной политики /в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, - совместно с Минфином РФ/;
- разрабатывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год, сводный финансовый баланс РФ;
- определяет совместно с Минфином РФ состав расходов инвестиционного характера;
- разрабатывает и представляет в бюджетную комиссию предложения по распределению предельного объема расходов инвестиционного характера по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств федерального бюджета;
- формирует перечень федеральных целевых программ, обеспечивает методологическое руководство разработкой федеральных целевых программ, согласовывает объемы их финансирования в очередном году и плановом периоде;
- разрабатывает в установленном порядке проект федеральной адресной инвестиционной программы, формирует проект перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, согласовывает предложения субъектов бюджетного планирования по определению объемов расходов по стройкам и объектам, включенным в указанный перечень;
- разрабатывает проект программы приватизации на плановый период и план развития государственного и муниципального секторов экономики;
- готовит и представляет в бюджетную комиссию заключения на предложения субъектов бюджетного планирования по формированию расходов инвестиционного характера;
- устанавливает перечень и сроки представления в Минэкономразвития РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ отчетных и прогнозных данных, необходимых для разработки сценарных условий, прогноза социально-экономического развития РФ на очередной год и материалов к проекту федерального бюджета.
Субъекты бюджетного планирования выполняют следующие функции:
- разрабатывают доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- обеспечивают в пределах своих бюджетов планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств;
- готовят и в пределах своей компетенции реализуют предложения по оптимизации состава закрепленных за соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета расходных обязательств и объема ассигнований, необходимых для их исполнения /в пределах бюджета субъекта бюджетного планирования/;
- распределяют предельные объемы своих бюджетов по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, бюджетным целевым программам, статьям классификации расходов бюджетов РФ /с учетом распределенных Минэкономразвития РФ предельных объемов по расходам инвестиционного характера/;
- разрабатывают и представляют в установленном порядке предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств между бюджетными целевыми программами, а также стройками и объектами для федеральных государственных нужд;
- разрабатывают прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет по соответствующим администраторам доходов федерального бюджета и согласовывают его с Минфином РФ;
- представляют в Минэкономразвития РФ предложения о приватизации находящихся в ведении соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета федеральных государственных унитарных предприятий и акций АО, находящихся в федеральной собственности;
- представляют в Минфин и Минэкономразвития РФ материалы, необходимые для разработки соответствующих проектировок перспективного финансового плана и федерального бюджета;
- в установленном порядке разрабатывают федеральные целевые программы в установленной сфере деятельности;
- разрабатывают и принимают в установленном порядке ведомственные целевые программы;
- представляют в установленном порядке данные и материалы, необходимые для оценки бюджетных целевых программ.
Перспективный финансовый план разрабатывается в 3 этапа.
На первом этапе разрабатываются и одобряются основные направления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводного финансового баланса РФ, а также сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:
- цена на нефть сырую марки Urals;
- объем, темпы роста и структура используемого и произведенного ВВП;
- темпы роста базовых отраслей экономики;
- прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
- объемы производства продукции /товаров, работ, услуг/ по перечню, согласованному с Минфином РФ;
- величина амортизации;
- среднегодовая стоимость амортизируемого имущества;
- оборот розничной торговли;
- платные услуги, оказываемые населению;
- численность занятых в экономике;
- инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в том числе инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;
- фонд заработной платы;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
- прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;
- амортизация для целей налогообложения;
- объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
- курс рубля к доллару США и евро;
- другие показатели по согласованному с Минфином РФ перечню.
Сценарные условия разрабатываются Минэкономразвития РФ, рассматриваются бюджетной комиссией и одобряются правительством РФ. Кроме того, Минэкономразвития разрабатывает основные показатели сводного финансового баланса РФ, прилагаемые к сценарным условиям.
Сценарные условия разрабатываются, как правило, в 2-х вариантах - ожидаемом и базовом, исходя из прогнозируемого и из базового уровня цены на нефть, как это определено Бюджетным кодексом РФ. По решению бюджетной комиссии могут разрабатываться дополнительные варианты сценарных условий.
В пояснительной записке к сценарным условиям приводится анализ факторов и тенденций функционирования и развития экономики РФ, обоснование значений соответствующих показателей для разрабатываемых вариантов сценарных условий, анализ причин изменения ранее одобренных показателей сценарных условий.
На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.
Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются не менее чем в 2-х вариантах. Первый /ожидаемый/ вариант основных показателей перспективного финансового плана формируется исходя из сценарных условий при прогнозируемом Минэкономразвития РФ уровне цены на нефть, второй /базовый/ вариант - при базовом уровне цены на нефть. Для обоих вариантов основные показатели плана разрабатываются с учетом положений нормативных правовых актов, влияющих на доходы бюджетной системы РФ, и с учетом их изменений в соответствии с основными направлениями налоговой и таможенной политики. По решению бюджетной комиссии могут разрабатываться дополнительные варианты основных показателей перспективного финплана.
В ходе разработки и рассмотрения основных показателей перспективного финплана бюджетная комиссия может вносить уточнения в ранее утвержденные основные направления налоговой и таможенной политики, а также принимать решения по уточнению сценарных условий.
Пояснительная записка к основным показателям перспективного финплана должна содержать характеристику основных показателей, анализ влияющих на них факторов и условий, их взаимосвязи со сценарными условиями, обоснование варианта, предлагаемого для формирования проекта перспективного финплана и проекта федерального бюджета, обоснование приоритетных направлений распределения бюджета принимаемых обязательств, а также формирования расходов инвестиционного характера.
Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга РФ, обоснование предложений по объемам заимствований на внутреннем и внешнем рынках, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга РФ в плановом периоде.
Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления долговой политики разрабатываются Минфином РФ, рассматриваются бюджетной комиссией и одобряются правительством РФ с внесением в случае необходимости правительством РФ изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и /или/ в сценарные условия.
На третьем этапе разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана.
Предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде определяются раздельно по бюджету действующих обязательств и бюджету принимаемых обязательств.
Бюджет действующих обязательств субъектов бюджетного планирования определяется на основе реестра расходных обязательств РФ в соответствии с ежегодно утверждаемыми Минфином РФ методикой и коэффициентами, в том числе с учетом индексов-дефляторов, разрабатываемых Минэкономразвития РФ.
Сокращение общего объема бюджета действующих обязательств субъекта бюджетного планирования по сравнению с ранее утвержденным в составе перспективного финансового плана объемом допускается только в случае изменения методики или значений параметров, используемых при расчете ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств, либо в соответствии с решениями правительства РФ по сокращению, отмене и прекращению действия в плановом периоде конкретных видов действующих обязательств.
Бюджет принимаемых обязательств распределяется между субъектами бюджетного планирования по результатам рассмотрения правительством РФ одобренных бюджетной комиссией предложений Минфина РФ по реализации принятых или планируемых к принятию решений правительства РФ, за исключением расходов инвестиционного характера, предложений Минэкономразвития по распределению расходов инвестиционного характера, а также предложений субъектов бюджетного планирования по дополнительному финансированию ведомственных целевых программ.
Сумма бюджетов принимаемых обязательств субъектов бюджетного планирования на второй и третий годы планового периода не может превышать общего объема бюджета принимаемых обязательств на соответствующие годы, определенного в соответствии с базовым вариантом основных показателей перспективного финансового плана.
Пояснительная записка к проекту перспективного финплана должна характеризовать состояние, факторы и тенденции развития бюджетной системы РФ, цели, задачи и основные направления проводимой правительством РФ бюджетной политики, основные параметры перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета, причины изменений ранее утвержденных основных показателей плана, основные результаты использования средств федерального бюджета в отчетном и плановом периодах, а также содержать обоснование распределения бюджета принимаемых обязательств и формирования расходов инвестиционного характера в плановом периоде.
При разработке проекта федерального бюджета Минфин РФ может подготовить предложения о внесении изменений в одобренный правительством РФ перспективный финансовый план в связи с уточнением основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Эти предложения рассматриваются бюджетной комиссией и правительством РФ одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета.
В случае внесения в проект федерального бюджета при его рассмотрении Госдумой изменений, влекущих за собой возникновение расхождений с показателями утвержденного перспективного финансового плана, Минфин РФ представляет в правительство РФ предложения о внесении соответствующих изменений в утвержденный перспективный финансовый план.
Минфин РФ представляет в бюджетную комиссию материалы, содержащие оценку изменения доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также соответствующих изменений бюджета принимаемых обязательств РФ, обусловленных уточнением Минэкономразвития по итогам 9 месяцев текущего года основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Эта оценка учитывается при разработке и утверждении основных направлений налоговой, таможенной и долговой политики, а также сценарных условий на плановый период.
Разработка проекта перспективного финансового плана на плановый период осуществляется посредством корректировки основных параметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода исходя из новых сценарных условий с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы РФ и расходных обязательств РФ в текущем году и плановом периоде.
Проект федерального бюджета должен определять:
- общий объем расходов и доходов федерального бюджета, объем дефицита или профицита федерального бюджета;
- направления и объемы использования средств Стабилизационного фонда РФ, превышающих минимальный уровень, установленный Бюджетным кодексом РФ;
- закрепление источников доходов федерального бюджета за администраторами доходов федерального бюджета;
- нормативы отчислений федеральных налогов и сборов /в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам/ в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ;
- нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет;
- объемы поступлений доходов в федеральный бюджет по основным источникам /в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ/;
- распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
- распределение расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета /распределение расходов по главным распорядителям средств федерального бюджета в соответствии со структурой функциональной классификации расходов бюджетов РФ/;
- перечень и объемы финансирования федеральных целевых программ;
- распределение государственных капитальных вложений на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
- основные показатели государственного оборонного заказа;
распределение расходов на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ;
- распределение по субъектам РФ средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Федерального фонда компенсаций /по видам субвенций/, Федерального фонда софинансирования социальных расходов /по видам субсидий/, Федерального фонда регионального развития /по видам субсидий/;
- распределение межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований;
- размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным правительствами бывшего СССР и РФ, по состоянию на 1 января текущего года;
- верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ на 1 января года, следующего за очередным годом;
- программу государственных внутренних заимствований РФ;
- программу государственных внешних заимствований РФ;
- программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам;
- перечень субъектов РФ, подпадающих под действие пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ;
- источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Проект федерального бюджета может также определять:
- коэффициенты пересчета /индексации/ ставок и нормативов по неналоговым доходам в случаях, установленных законодательством РФ;
- особенности исполнения отдельных расходных обязательств РФ;
- распределение между субъектами РФ и муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов, за исключением средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Федерального фонда компенсаций, Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда регионального развития;
- особенности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
- предельный объем, порядок и условия предоставления бюджетам субъектов РФ кредитов за счет средств федерального бюджета;
- особенности погашения или реструктуризации долговых обязательств перед федеральным бюджетом;
- решение иных вопросов, связанных с формированием и исполнением федерального бюджета.
Проект федерального бюджета разрабатывается в 3 этапа.
На первом этапе формирования проекта федерального бюджета разрабатываются основные характеристики федерального бюджета в составе показателей перспективного финансового плана на очередной год, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Минфин РФ доводит до субъектов бюджетного планирования одобренные правительством РФ в составе перспективного финансового плана предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования на очередной год и плановый период, включая распределенные Минэкономразвития предельные объемы расходов инвестиционного характера. Одновременно Минфин РФ направляет субъектам бюджетного планирования методические указания по формированию бюджетных проектировок на очередной год.
В случае необходимости внесения изменений в ранее утвержденные основные показатели перспективного финансового плана Минфин РФ вправе на следующих этапах формирования проекта федерального бюджета скорректировать предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования путем включения в эти бюджеты или исключения из них ассигнований в соответствии с ранее принятыми решениями бюджетной комиссии.
На втором этапе субъекты бюджетного планирования в соответствии с методическими указаниями Минфин РФ распределяют предельные объемы своих бюджетов на очередной год по главным распорядителям средств федерального бюджета, статьям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ, бюджетным целевым программам и представляют необходимые документы и материалы.
Минэкономразвития РФ в установленные сроки разрабатывает проект федеральной адресной инвестиционной программы и предложения по распределению объемов государственных капитальных вложений по ведомственной структуре расходов бюджетов РФ.
На третьем этапе Минфин РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения бюджетной комиссией вносит их в правительство РФ.
Минэкономразвития РФ уточняет основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и разрабатывает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год.
Параметры проекта федерального бюджета, вносимого в правительство РФ, должны соответствовать основным показателям перспективного финансового плана. При необходимости корректировки ранее одобренных правительством РФ основных показателей перспективного финансового плана Минфин РФ вносит соответствующие предложения в бюджетную комиссию и в правительство РФ.