Статья

Toyota составит конкуренцию Hyundai и Ford, но удастся ли ей потеснить "АВТОВАЗ"?

Читать на сайте 1prime.ru

Министр экономического развития России Герман Греф, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и старший исполнительный директор Toyota Motor Corporation Токуичи Ураниси подписали сегодня меморандум о намерениях по строительству завода в Санкт-Петербурге. Таким образом, японский автоконцерн наконец-то определился с условиями, на которых он запустит производство автомобилей в РФ в 2007 г. Т.Ураниси отметил: "На начальном этапе мы планируем производить 20 тыс автомобилей в год. У нас есть надежды выйти на проектную мощность за 2-3 года и выпускать 50 тыс автомобилей в год. Если автомобильный рынок в России будет стабильно развиваться, мы хотели бы производить 200 тыс автомобилей в год". Реализацию машин в России концерн организует через ООО "Тойота мотор" - российскую дочернюю торговую компанию Toyota Motor.

Об истории этого затянувшегося соглашения о партнерстве и спорах между регионами за право заполучить крупного иностранного инвестора ПРАЙМ-ТАСС уже писал. В итоге стороны пришли к соглашению по всем спорным аспектам будущего сотрудничества. Свою лепту внесло принятие правительством РФ постановления о снижении пошлин на ввоз автокомпонентов. У этого документа в России немало как сторонников, так и противников. Последние заявляют, что именно упорное нежелание японского концерна подписывать меморандум подтолкнуло российские власти к принятию столь "вредного" для отечественного автопрома документа. Впрочем, есть мнение, что определиться с "российским проектом" японцев подтолкнул успех аналогичных предприятий их конкурентов в лице Hyundai и Ford.

Для того чтобы построить завод, Toyota приобрела под строительство около 220 га площадей. Площадка под будущее производство была определена заранее. По-крайней мере, о том, что новый завод построят в населенном пункте Шушары под Санкт-Петербургом, стало известно уже в середине апреля. По проекту, подготовленному и одобренному компанией Toyota Motor, Минэкономразвития и администрацией "северной столицы", автомобильное производство рассчитано на проектную мощность, позволяющую выпускать около 50 тыс автомобилей в год. Г.Греф уже прокомментировал подписание меморандума, заявив, что "решение Toyota говорит о том, что в России складывается платежеспособный спрос и привлекательные для инвесторов условия". Также он отметил, что на выбор Санкт-Петербурга в качестве площадки под строительство повлияла "сверхактивная позиция губернатора Валентины Матвиенко". "Это самая перспективная иностранная инвестиция за всю историю Санкт-Петербурга", - добавил Г.Греф.

Новая компания ООО "Тойота мотор мануфактуринг Россия" будет организована при участии Европейского банка реконструкции и развития /ЕБРР/. Банку будет принадлежать 20 проц вновь созданной компании. Инвестиции банка в проект составят 15 млн долл. В свою очередь, Toyota Motor вложит в строительство завода под Санкт-Петербургом около 4 млрд руб.

Автомобили японского концерна и сейчас, до открытия производства в России, весьма популярны в нашей стране. По данным ПРАЙМ-ТАСС, Toyota Motor Corp. реализовала в России в январе-марте 2005 г через официальных дилеров 11983 автомобиля марки Toyota и Lexus. Наиболее популярными моделями Toyota в России за отчетный период 2005 г стали легковая Toyota Corolla - 4231 машина и Toyota Camry - 2203 машины. В целом за 2004 г Toyota реализовала в РФ 47426 машин. Эти цифры свидетельствуют о любви россиян к удобному и надежному японскому автомобилю, несмотря на то, что цены на продукцию концерна гораздо выше, чем на те же Hyundai или Daewoo. К примеру, цены на новую Toyota Corolla в автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга в среднем составляют 17-20 тыс долл, в то время как Hyundai Accent вполне можно приобрести за 10-11 тыс долл. После запуска нового проекта компания Toyota надеется поднять продажи в России в разы. Поскольку на заводе планируется осуществлять полный цикл сборки автомобилей, Т. Ураниси отметил, что стоимость машин должна быть дешевле импортируемых Toyota.

Многие аналитики уже заявили, что считают возможным для японского концерна потеснить на рынке не только продукцию одного из лидеров отрасли ОАО "АВТОВАЗ", но и Ford с Renault. На первом этапе завод будет собирать автомобили модели Toyota Camry, впоследствии же может начаться сборка Corolla, а затем Avensis, хотя многие эксперты уже заявляли, что оптимальной моделью для производства в России станет именно Corolla. Ее нынешнее отставание в сегменте С-класса /ценой 10-20 тыс долл/ объясняется слишком высокой по сравнению с "одноклассниками" ценой. Если с началом производства в России цена на нее упадет, она составит серьезную конкуренцию нынешним лидерам продаж. Что касается Camry, которая относится к более элитному Е-классу /от 30 тыс долл/, то в случае ее удешевления она сравняется по цене с Avensis, стоящей на ступеньку ниже. В этом случае остается лишь открывать производство в России двух моделей одновременно, но это повлечет за собой большие усилия и вложения со стороны японского концерна, и о таком варианте речи пока не велось.

В целом же можно сказать, что подписание данного меморандума существенно приближает исполнение планов российских властей по увеличению производства иномарок в стране. "У нас очень хороший шанс, чтобы простой импорт автомобилей превратить в инвестиции в российский автопром", - заявил недавно министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. В целом же правительство рассчитывает, что к 2010 г производство иномарок в России сравняется с отечественными автомобилями. Сейчас затруднительно сказать, оправдает ли эта мера возложенные на нее надежды по возрождению отечественного автопрома. В настоящее время эксперты отрасли говорят о его стагнации и даже упадке производства. Возможно, в этих высказываниях есть рациональное зерно. Так, "АВТОВАЗ" недавно сообщил, что сокращает с 16 мая субботние рабочие смены, объясняя это затянувшимся сезонным спадом на автомобильном рынке. Как сообщалось ранее, "АВТОВАЗ" снизил объем производства в январе-марте 2005 г на 4,7 проц до 165688 машин.

При этот отечественные производители полагают, что единственно эффективной мерой для того, чтобы дать отечественному автопрому "второе дыхание" было бы повышение пошлин на ввозимые в Россию иномарки. По их мнению, подорожание иномарок вынудит россиян вновь обратить внимание на их продукцию. Противники такой точки зрения отмечают, что вслед за ростом стоимости иномарок, как правило, дорожают и отечественные автомобили. Качество же последних отнюдь не стремится вверх с такой же скоростью, как цена. Возможно, власти даже пойдут на эту меру, в том числе и для стимуляции иностранных концернов перенести производство в Россию. Кроме того, отечественные автопредприятия являются градообразующими, и их остановка неминуемо приведет к социальному кризису, поскольку без работы останутся десятки тысяч людей. Однако в любом случае, скорое вступление России во Всемирную торговую организацию /ВТО/ перечеркнет надежды российских автопроизводителей на "легкую жизнь" в отсутствии конкурентов. Ведь одно из обязательных условий вступления – постепенное снижение пошлин на иномарки с 25 проц до 15 проц в течение 7 лет после вхождения России в эту организацию.

Но, похоже, российские власти предпочтут развивать автопром не с помощью запретов, а путем привлечения инвестиций. В частности, Г.Греф заявил сегодня, что правительство РФ может заключить в 2005 г еще ряд соглашений об организации производства в России с иностранными автомобильными концернами. По его словам, в настоящее время идут переговоры с несколькими крупнейшими автопроизводителями. "Вполне возможно, что соглашение с Toyota не последнее в этом году", - отметил он. Так что надеждам российских производителей сбыться не удастся. При том что новые модели того же "АВТОВАЗа" стоят не намного дешевле "иностранцев" российской сборки, а в качестве им уступают существенно, выбор россиянина представляется очевидным, считают эксперты. В то же время, по данным ряда исследований, большинство граждан вне Москвы и других крупных городов по-прежнему "предпочитают российское", объясняя это тем, что отечественные машины ремонтируют в любом автосервисе, к ним везде и всегда есть запчасти, да и в выносливости нашим машинам не откажешь. Так что за кем останется последнее слово, покажет лишь время.

Остальные новости автомобильного рынка смотрите на сайте   www.automen.ru

Обсудить
Рекомендуем