Статья

Подержанные иномарки снова подорожают: кто окажется в выигрыше и кто проиграет

Читать на сайте 1prime.ru

Похоже, подержанные иномарки в России в очередной раз подорожают. Вчера министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил, что его ведомство готовит постановление об ужесточении правил ввоза на территорию России подержанных автомобилей иностранного производства. По его словам, сейчас действуют запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок, начиная с 7-летнего возраста. Такую планку ввело правительство еще в конце 2003 г, но, видимо, она не оправдала надежд на скорое возрождение отечественного автопрома. Теперь эту планку планируется снизить до 5 лет, захватив тем самым гораздо больший сегмент российского рынка подержанных автомобилей.

Кроме этого, жизнь владельцам иномарок б/у усложнит возможное ужесточение ограничений по срокам эксплуатации таких автомобилей, о котором не преминул заметить министр. "Жесткие требования в этом вопросе, которые существуют во многих европейских странах, не должны создавать ситуацию, при которой Россия превращается во всемирную автомобильную свалку", - подчеркнул В.Христенко. Известно, что в РФ до сих пор нет правового регулирования срока эксплуатации автомобилей и способов их утилизации. По словам В.Христенко, это "белое пятно" необходимо ликвидировать в ближайшем будущем.

Однако все не так уж плохо. По предложению Минпромэнерго, многие автомобили, ранее считавшиеся новыми /до трех лет/, перейдут в категорию подержанных. Новыми теперь будут считаться автомобили до одного года со дня выпуска, а ставки таможенных пошлин на эту категорию существенно выше, чем на подержанные до 7 /а теперь до 5 лет/. Таким образом, пошлины на некоторые относительно новые машины даже снизятся, и они могут подешеветь для потребителя, считают некоторые эксперты.

По словам министра, все эти меры необходимы для дальнейшего развития российского автопрома, в частности, "АВТОВАЗа". Он заявил, что считает российский автомобильный рынок "весьма и весьма перспективным", приведя в качестве обоснования конкретные цифры. "Если вспомнить оценки прошлого года, то это 17 млрд долл только по легковым автомобилям. По этому году это уже порядка 20 млрд долл, а в 2010 г рынок только легковых автомобилей в России составит 31 млрд долл" – рассказал журналистам В.Христенко. При этом он подчеркнул, что по мере повышения конкурентоспособности российских автозаводов будут улучшаться условия оплаты труда российских автомобилестроителей.

"Нападки" на западную продукцию обоснованы тем, что приток подержанных иномарок из-за рубежа в Россию растет, угрожая тем самым отечественному автопрому, о возрождении которого так печется В.Христенко. По данным ряда СМИ, только за 2004 г в Россию было ввезено 363 тыс машин старше трех лет, а в первом квартале нынешнего года - более 90 тыс, при том, что зимой спрос на автомобили обычно невысок. По ценам такие автомобили примерно равны, а иногда дешевле новой продукции отечественных производителей, по уровню же качества, как считают многие потребители, дают фору российским машинам. Речь идет о той самой наиболее популярной у российских потребителей ценовой категории до 10 тыс долл, к которой относятся новые модели, например "АВТОВАЗа". Не секрет, что при прочих равных многие россияне предпочитают "импорт б/у", в то время как продажи "АВТОВАЗа" снижаются.

Идея о повышении таможенных пошлин как средстве для выживания российского автопрома не нова, у нее есть много критиков и сторонников. Главный аргумент критиков – при подорожании иномарок отечественные автомобили неминуемо поднимутся в цене, а их качество останется на прежнем уровне. Сторонники же данной меры, среди которых, разумеется, лидеры отечественного автопрома, говорят о том, что количество иномарок, которые Европа вместо свалки отправляет в Россию, уже давно превзошло все мыслимые и немыслимые пределы. Такие машины аварийноопасны, поскольку какая-либо важная деталь у нее может выйти из строя в любой момент, а последствия, например, отказа тормозной системы во время движения по оживленным столичным улицам описывать не нужно. Но и в случае, если дело обошлось без трагедий, а машина естественным порядком превратилась в металлолом, водители зачастую не заботятся об ее утилизации, а оставляют "догнивать" где-нибудь в ближайшем лесу или просто во дворе дома. Это отнюдь не улучшает экологическую обстановку в Москве и Подмосковье.

К "гонителям" б/у иномарок, как ни странно, присоединяются и их иностранные производители. Многие из них в последнее время переходят на изготовление своих автомобилей в России с прицелом на удешевление конечного продукта. При этом они не хотят конкурировать со своей же продукцией 5-6-летней давности, когда-то ввезенной в страну частными "перегонщиками". Их позиция относительно переноса производства в Россию выгодна нашей стране, и отечественные чиновники неоднократно заявляли, что сделают все, чтобы пойти навстречу таким автоконцернам. Теперь, когда иностранцы от слов перешли к делу, им нужно реальное доказательство их поддержки правительством. И власти России предпринимают шаги в этом направлении. Первым из них стало снижение пошлин на ввоз комплектующих для промышленной сборки автомобилей, о котором ПРАЙМ-ТАСС уже писал. В.Христенко – известный сторонник этой меры – во время посещения "АВТОВАЗа" заявил, что принятое недавно решение будет способствовать созданию в России новых производств, а российский потребитель получит шанс приобрести новый иностранный автомобиль, который будет собран в России. Теперь, похоже, настала очередь следующего шага – опустить шлагбаум перед конкурентами в лице иностранного "авто second hand'a".

Однако многие эксперты рынка весьма настороженно отнеслись к данной инициативе правительства. Свои сомнения они обосновывают тем, что в этом случае по рынку подержанных иномарок будет нанесен непоправимый удар. Дело в том, что машины "моложе" трех лет, на которые пошлины повышаться не будут, в данный момент слишком дороги для основной массы отечественных потребителей. Те же автомобили, чей возраст "зашкаливает" за семь лет, ввозить вообще не имеет смысла, поскольку одна пошлина сейчас может превышать цену покупки этой машины за рубежом. Рынок пяти-шестилетних иномарок, таким образом, составляет 80-90 проц всего рынка подержанных иномарок в России. Все это лишит граждан возможности выбирать между старенькой Toyota и новой "Ладой", заставив отдать предпочтение последнему варианту. Это будет невыгодно как для россиян, для которых иномарка снова превратится в предмет роскоши, доступной лишь для избранных, так и для самих автоконцернов, отмечают эксперты. Во-первых, данные концерны имеют немалую прибыль от продажи запчастей для своих старых, но еще "ходовых" моделей. Во-вторых, возможность приобщиться к иномарке "по сходной цене" является неплохим маркетинговым ходом, в перспективе повышающим продажи новых автомобилей компании. Ведь велика вероятность, что, отъездив пару-тройку лет на старенькой Audi, россиянин захочет приобрести новую модель той же фирмы. Такая возможность у него будет – ведь доходы граждан, согласно официальной статистике, растут, да и автокредитование развивается ускоренными темпами.

В то же время существует мнение, что рынок подержанных иномарок никуда не денется. Ведь продажи новых иностранных автомобилей в России неуклонно растут – только в 2004 г было реализовано около 400 тыс иномарок. В большинстве случаев эти машины, купленные у официальных дилеров, через несколько лет по тем или иным причинам сменят хозяина, будучи проданными уже в качестве second hand. Во-вторых, на рынок выйдут б/у автомобили, купленные у частников в период бума на подержанные иномарки в 2002-2003 гг. Их владельцы, скорее всего, захотят избавиться от машин до окончания срока эксплуатации, продав их кому-нибудь менее состоятельному. Многие автодилеры уже начинают осваивать торговлю по системе trade-in /прием старого автомобиля в зачет стоимости нового/, и это дает рынку шанс если не на бурный рост, то хотя бы на сохранение прежних темпов продаж.

Однако "благостную картину" отечественным автопроизводителям, которые с устранением конкурентов получат стимул для дальнейшего развития, подпортит ожидающееся в 2006-2007 гг вступление России во Всемирную торговую организацию /ВТО/. Согласно условиям этой организации, в течение 7 лет страна обязана будет снизить пошлины на ввозимые иномарки с 25 проц до 15 проц. Многие эксперты уже заявили, что это будет означать "начало конца" отечественного автопрома, который не сможет выдержать конкуренции с подешевевшим импортом. Впрочем, по мнению В.Христенко, таких последствий не будет, поскольку автомобильные предприятия России надежно стоят на ногах. Он отметил, что, открывая российский внутренний рынок международной конкуренции, правительство РФ внимательным образом изучает сейчас возможные последствия такого шага для национальной промышленности. В течение 7-летнего адаптационного периода российская промышленность, в частности, автомобильная, вполне сможет приспособиться к новым условиям международной конкуренции и увеличить качество производимой продукции, считает министр.

Напомним, что 19 мая состоится заседание правительства, на котором будет обсуждаться дальнейшая тактика действий отечественного автопрома, направленная на выживание в новых условиях. Помимо перечисленных выше, будут обсуждаться и другие аспекты данного вопроса. Например, в программе мер поддержки отечественной автомобильной промышленности до 2008 г, скорее всего, будет прописана оптимизация затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы /НИОКР/. Их предполагается отнести к категории производственных, и, соответственно, включать в себестоимость конечной продукции.

Остальные новости автомобильного рынка смотрите на сайте   www.automen.ru

Обсудить
Рекомендуем