Интервью

Интервью президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона агентству ПРАЙМ-ТАСС

Читать на сайте 1prime.ru

1 июня 2005 г президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон официально покидает этот пост, который он занимал в течение последних 10 лет. Опытный банкир и юрист, он возглавил банк в 1995 г, став десятым по счету его президентом. Новый этап своей карьеры он начал с проведения радикальной реформы того, что многие считали бюрократической и малоэффективной системой, слабо выполняющую свою основную миссию по содействию устойчивому развитию национальных экономик в странах клиентах Банка. В качестве нового руководителя Банка Джеймс Вулфенсон заявлял, что большинство его функционеров заражены "цинизмом и неверием", "неспособностью работать в команде". Столь резкие выпады стали неожиданностью для мирового экономического сообщества. Проблемы, озвученные Джеймс Вулфенсоном, лежали, что называется, "на поверхности", об этом говорили многие, но критики "изнутри" не ждал никто.

Затем от слов Джеймс Вулфенсон перешел к конкретным действиям. В 1996 году совместно с МВФ он разработал первую в мире комплексную программу сокращения долгового бремени для беднейших стран с высоким уровнем задолженности /Heavily Indebted Poor Countries Initiative/. Известно, что главной задачей Всемирного банка является борьба с бедностью. Для этого Банк создавался как один из крупнейших в мире источников оказания финансовой и технической помощи бедным странам. Джеймс Вулфенсон всегда отстаивал точку зрения, что именно бедность является главным источником нестабильности на планете. По его мнению, она лишает человека элементарно необходимых вещей, убеждает его в собственном бесправии и убивает веру в будущее. Это, в свою очередь, провоцирует вспышки насилия, возникновение "горячих точек", в то время как этнические, расовые и религиозные противоречия являются всего лишь фоном для подобных "взрывов".

Однако помощь бедным – не только дотации и программы по сокращению внешней задолженности. По мнению Джеймс Вулфенсона, в борьбе с бедностью необходимы комплексные меры и новые подходы. Богатые страны не должны говорить бедным, что нужно делать, считает он. Задача Всемирного банка — помогать бедным развивать собственный потенциал – экономику, промышленность, новые рабочие места. Они должны самостоятельно создавать нормальный инвестиционный климат, расширять производство и увеличивать расходы на здравоохранение и образование.

Через 5 лет успешной работы на посту шефа Всемирного банка Джеймс Вулфенсон был единогласно переизбран Банковским Советом Исполнительных Директоров на еще один пятилетний срок правления. Таким образом, он стал вторым в истории Всемирного банка повторно избранным президентом. Он немало поездил по миру, за время своей работы в банке посетив более ста "подведомственных" стран с целью лично изучить их проблемы. Во время своих поездок он принимал участие в разработке проектов, поддерживаемых Банком, встречался с представителями правительств-клиентов Банка, представителями бизнеса, рабочих, средств массовой информации, негосударственных организаций, религиозных общин и женских объединений, со студентами и преподавателями. Ему принадлежит инициатива стратегического партнерства Банка с правительствами, частным сектором, общественными и религиозными организациями, региональными банками развития, а также с ООН. В январе 1999 года Джеймс Вулфенсон представил на рассмотрение Комплексную Систему Развития /КСР/, для бедных стран. Эта программа представляет собой особый подход, позволяющий каждой конкретной стране определить свои приоритеты для концентрации усилий на расширении сотрудничества и уменьшении уровня бедности. Сегодня благодаря усилиям Банка и его партнеров КСР используется в 13 странах.

В свое время он говорил, что, если ему будет предоставлена возможность продолжить свои начинания и после 2005 г, он ею воспользуется. Однако судьба распорядилась иначе, и в начале нынешнего года Джеймс Вулфенсон объявил, что покидает свой пост, чтобы содействовать координации и сотрудничеству между Правительством Израиля и Палестинской национальной администрации в секторе Газа и районов Западного берега реки Иордан. Занять эту должность ему предложил так называемый "ближневосточный квартет", или "четверка", куда входят Россия, ЕС, ООН и США. В новом качестве ему предстоит тесно взаимодействовать с правительством Израиля, которое планирует вскоре вывести из Палестинской автономии свои войска и еврейские поселения.

Новым главой Всемирного банка стал бывший замминистра обороны США Пол Вулфовиц. Вокруг его кандидатуры велось немало споров, которые не стихают и по сей день. "Я понимаю, что являюсь, мягко говоря, неоднозначной фигурой, - говорил по этому поводу сам Пол Вулфовиц. - Но все же надеюсь, что когда меня узнают лучше, то увидят, что я действительно искренне верю в миссию Банка". Что ж, в добрый час. Джеймс Вулфенсон успешно провел Всемирный банк через десятилетие переходного периода. Теперь, чтобы сформулировать новые задачи в современном мире и объединить вокруг этих задач мировых лидеров, Всемирному банку необходим еще более сильный лидер. Полу Вулфовицу предстоит доказать, что он является именно таковым.

Вопрос: За прошедшие десять лет на посту президента Всемирного банка вы приложили огромные усилия, чтобы сократить бедность и поддержать развивающиеся страны во всем мире. Оглядываясь назад, какие из Ваших инициатив во Всемирном банке можно считать наиболее успешными? Удалось ли, на Ваш взгляд, полностью осуществить задуманное? Какая работа осталась незавершенной и может быть продолжена Вашим преемником во Всемирном банке?

Ответ: За последние десять лет было сделано многое. Но я не отношу успех лишь на свой счет. Успехов добились все мы, работающие в Банке, и, особенно это касается развивающихся стран. И самое главное здесь то, что все достигнутое этими странами в области социально-экономического развития – это их собственные свершения.

Пожалуй, теперь Банк научился "лучше слышать" и признал тот факт, что процессом развития руководит не он, а сами страны. Так что самой важной переменой в нашем подходе к решению проблем развития я считаю возросшую заинтересованность и вовлеченность самих развивающихся стран в процесс развития.

Полагаю также, что наша организация гораздо больше внимания стала уделять человеческому фактору, а не просто экономике, денежной политике или статистике. Укрепив работу в представительствах /сейчас там принимается почти 60 процентов всех решений, а 2500 наших сотрудников живут в странах, где работает Банк/, Банк стал территориально ближе к своими клиентам и начал чаще общаться с ними. Наряду с этим, использование передовых технологий, позволило Банку стать одной из лидирующих в мире организаций по вопросам глобального развития. И я этим очень горжусь.

Какая работа осталась незавершенной? Предстоит решить главную задачу – добиться еще большей отдачи от нашей работы в интересах малоимущих людей по всему миру. Мы осуществляем сотни отдельных проектов, где мы может сказать, что достигли того-то и того-то: например, помогли 50 000 человек, или 500 000 школьников, или миллионам людей, живущим со СПИДом. Все это прекрасно, но затем понимаешь, что 40 миллионов человек все еще живут с вирусом СПИДа, или, что у 1,2 миллиардов человек доход составляет менее 1 доллара в день, а в ближайшие 25 лет на планете появится еще 2 млрд. человек в развивающихся странах. Мы оказываем влияние на процесс развития, но главная наша задача – оказывать его в гораздо большем объеме. Это задача не только для Банка, но и для всего мирового сообщества, особенно принимая во внимание, поставленную на пороге нового тысячелетия цель вдвое уменьшить уровень бедности в мире к 2015 году.

Вопрос: Как вы думаете, можно ли сейчас расширить инициативу Всемирного банка по наиболее бедным странам с высоким уровнем задолженности – ХИПК? И не думаете ли Вы, что будет гораздо более эффективно просто простить участвующим в ХИПК странам 100 процентов их задолженности?

Ответ: В рамках инициативы ХИПК 27 беднейшим странам с высоким уровнем задолженности уже сокращен их долг примерно на 54 млрд долларов. Эти ресурсы теперь направляются на здравоохранение и образование. Так, что я вполне трезво оцениваю достигнутое. Всемирный банк решительно выступает за дополнительное списание долгов. Мы приветствуем любые шаги, которые помогут нам реализовать "Цели развития на пороге тысячелетия" в странах с низким уровнем доходов. Но при обсуждении предложений о 100-процентном списании задолженности надо принимать во внимание ряд важные факторов. Во-первых, чтобы такое списание дало желаемый результат, оно должно быть дополнительной мерой по отношению к планировавшимся мерам по оказанию помощи в связи с финансовыми потребностями стран. Не менее важно списывать долги так, чтобы не снижать объем финансовых ресурсов, доступных для других бедных стран мира. Наконец, меры по урегулированию задолженности не должны отрицательно влиять на способность в будущем многосторонних организаций по вопросам развития предоставлять ресурсы беднейшим слоям населения.

Как вы знаете, сейчас выдвинут ряд различных предложений – от немедленного списания долгов до принятия странами обязательств по выплате долгов в течение десяти лет, а также сочетание этих вариантов. Вероятно, они будут обсуждаться министрами позднее в этом году на заседании "Большой восьмерки".

Вопрос: Каким должен быть первый шаг нового президента Всемирного банка, и каким принципам он должен следовать, добиваясь процветания во всем мире?

Ответ: Я долго беседовал с Полом Вулфовицем и думаю, что он очень хорошо справится со своей работой. Судя по его высказываниям во время наших бесед, в качестве первого шага он намерен выслушать мнение сотрудников о Банке для того, чтобы узнать его изнутри. Он также поделился со мной своими планами – совершить первую поездку в Африку, которую он считает наиболее проблемным регионом с точки зрения развития. На мой взгляд, по этим пунктам природное чутье его не подводит.

По-моему, самая трудная задача для Пола – добиться того, чтобы развитые и развивающиеся страны выполняли взятые на себя обязательства по сокращению бедности. Подробный анализ ситуации проведен, и теперь главное – убедить людей начать действовать и строго придерживаться обязательств, принятых на себя в Монтеррее.

Вопрос: Г-н Вулфенсон, в чем будут заключаться ваши основные обязанности в новой должности?

Ответ: Моей новой функцией будет содействие координации и сотрудничеству между правительством Израиля и Палестинской автономией по выводу израильских поселений из Газы и районов Западного берега реки Иордан. Для этого потребуется тесное взаимодействие как с Израилем, так и с палестинцами, чтобы определить и реализовать на практике шаги, обеспечивающие плавный и успешный вывод.

Для меня большая честь, что меня назначила "четверка" стран, ценным членом которой, конечно же, является Россия. На мой взгляд, нет вопроса важнее для мира во всем мире, чем справедливое и безопасное решение проблем в этой части света, и я очень надеюсь помочь израильтянам и палестинцам, стремящимся прийти к мирному решению проблемы, которое вернет жителям региона надежду и уверенность в будущем дне.

Вопрос: Каким будет ваш первый шаг в новой должности, с кем планируете сначала вести переговоры?

Ответ: Недавно я вернулся после предварительных встреч в Москве, Газе и других местах в рамках моей новой должности, в которую я официально вступаю с 1 июня этого года. Поэтому сейчас я пока больше слушаю и учусь.

Вопрос: Каким вы видите мирное урегулирование ближневосточного конфликта? Какую роль может сыграть Россия?

Ответ: Россия – через "четверку" стран и на двусторонней основе – уже играет важную роль в мирном урегулировании ближневосточного конфликта. Как сказал ваш министр иностранных дел г-н Лавров, только вместе, общими усилиями, мы сможем добиться мирного урегулирования в регионе.

Вопрос: Как вы оцениваете инициативу президента России Владимира Путина провести осенью этого года в Москве международную конференцию по Ближнему Востоку?

Ответ: Предложение президента Путина я оцениваю чрезвычайно положительно.

Обсудить
Рекомендуем