Накануне предстоящего 16-17 июня саммита ЕС в Брюсселе его будущие участники продолжают активные дебаты о судьбе европейской конституции. После того, как свое "нет" документу высказали Франция и Нидерланды, его будущее находится под большим вопросом. Европейские лидеры продолжают дискутировать о том, стоит ли продолжать дальнейшую ратификацию спорного документа в странах Евросоюза, и нужно ли менять его текст с учетом пожеланий "отказников". Да и вообще – нужна ли ЕС такая конституция, ведь реакция французов и голландцев наглядно показала, что далеко не все европейцы являются активными сторонниками идеи единой Европы?
Единства по данному вопросу нет и в высших кругах ЕС. Это очевидно хотя бы по тому, что спектр мнений, высказанных европейскими чиновниками и представителями власти весьма широк. Председатель Европарламента Хосеп Боррель за 2 дня до начала брюссельского саммита ЕС призвал не останавливать процесс ратификации Конституции ЕС в отдельных странах. "Нет смысла начинать идти своим путем, от этого ситуация станет только хуже", - заявил он. Х.Боррель предложил дождаться результатов саммита, отметив, что "подавляющее большинство в Европарламенте хотело бы продолжить начатое дело и вовсе не намерено выступать в роли могильщика Европейской Конституции". Его заявление было сделано в связи с тем, что ряд стран, где ратификация только предстоит, готовы отказаться от референдума. Например, Дания собралась перенести сроки всенародного волеизъявления граждан о ратификации Конституции ЕС. Ранее плебисцит был запланирован на 27 сентября, однако этот срок может быть скорректирован из-за провала евроконституции во Франции и Нидерландах.
Примеру Дании намерена последовать и Швеция, где референдум был запланирован на декабрь. Как заявил премьер-министр этой страны Йоран Перссон, голосование в высшем законодательном органе королевства может быть перенесено на осень 2006 г, когда пройдут парламентские выборы. "Этот процесс не следует ограничивать осенью 2006 г", - считает глава шведского правительства, подчеркивая важность начала открытой дискуссии о том, чего боятся противники евроконституции в разных странах Европы.
По словам главы МИД ФРГ Йошки Фишера, ратификацию следует рассматривать как национальное решение. "Однако оно принимается в европейском контексте", - подчеркнул министр. После отказа Франции и Нидерландов ратифицировать этот документ "следует взвешенно обсудить дальнейшие шаги". "Эти два "нет" имеют вес и не могут остаться без последствий", - убежден глава германского МИД.
Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил вчера на пресс-конференции, что Евросоюзу необходимо "взять паузу" в процессе принятия конституции. Он провел в Елисейском дворце длительные переговоры с президентом Франции Жаком Шираком. "Безусловно, каждая страна может поступать так, как она хочет, однако в последние 48 часов я вижу смещение точек зрения в сторону необходимости взять паузу", - сказал Т.Блэр. Пауза, по его мнению, может затянуться на несколько месяцев. "Я не хочу предвосхищать исход предстоящего саммита Евросоюза, однако есть все основания полагать, что по вопросу Конституции ЕС будет выработан компромисс, который даст время для осознания происшедшего", - подчеркнул британский премьер. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро считает, что странам ЕС надо предоставить право самим решать, следует ли им ратифицировать Конституцию ЕС или нет. Такая договоренность "была бы, очевидно, разумной мерой, так как каждой стране приходится учитывать собственные внутренние обстоятельства", заключил британский министр. Напомним, что Великобритания еще раньше заявила о своем решении приостановить процедуру ратификации документа в парламенте.
Подобные разногласия по поводу судьбы евроконституции следует воспринимать гораздо шире – они напрямую свидетельствуют об отсутствии поддержки идеи единой Европы всеми членами ЕС. Причины этого очевидны. Одной из основных проблем Евросоюза сегодня является слишком быстрое и масштабное его расширение. Как пишет британская газета Guardian, увеличение ЕС до 40 наций и расширение до Кавказского хребта неминуемо приведет к непрогнозируемым изменениям внутри блока. При этом в первую очередь, против подобного расширения ЕС выступают старые члены альянса, среди которых Нидерланды и Франция, отвергшие евроконституцию. Наименее болезненно рассматривается вопрос вступления в ЕС Румынии и Болгарии, которые просто должны выполнить к 2007г. ряд условий Брюсселя. Другое дело - бывшая Югославия, где недавно прошла война, в некоторых регионах продолжается насилие, не выданы военные преступники, а политический статус Косово вообще остается непонятным.
Еще труднее обстоит дело со вступлением в ЕС Украины. Эта страна слишком отличается от ЕС по многим параметрам, и ей еще многое надо сделать для вступления в Евросоюз. Грузию и Армению можно принять в ЕС лишь из-за желания оградить их от российского влияния, но прагматичные европейцы вряд ли готовы идти на такие жертвы, чтобы "насолить" России. Более того, Guardian высказывает предположение, что в случае изменения политической ситуации в Белоруссии, претензии на членство в ЕС может высказать и она. Подобная мысль кажется сейчас фантастичной, однако такой поворот не исключен, особенно, если ситуация с приемом Украины будет развиваться благоприятно. Подобное расширение Евросоюза может привести к самым неожиданным последствиям. Даже страны Прибалтики, экономика которых на момент вступления в ЕС была уж во всяком случае развита получше белорусской, до сих пор испытывают немалые трудности. Им тяжело соответствовать европейским стандартам, а материальное положение граждан этих государств остается значительно хуже среднеевропейского уровня. Тем более, необходимость оказывать им помощь из общего бюджета ЕС настраивает многих европейцев против дальнейшего расширения союза. Содержать из своего кармана бывшие советские республики, в одночасье превратившиеся в "новых европейцев" и "притащивших" в ЕС свои застарелые проблемы придется экономически благополучным "старым европейцам", а они к этому не готовы, что и продемонстрировало голосование по конституции.
Самая же тяжелая задача для ЕС - решение вопроса о вступлении в Евросоюз Турции. Задача сложна не только из-за сильного антитурецкого лобби в странах - членах организации, но и из-за объективных различий между европейцами и турками. Все должны решить переговоры между Брюсселем и Анкарой в октябре 2005 г, заключает Guardian.
Все эти проблемы делают дальнейшее расширение ЕС проблематичным, резюмируют многие эксперты. По крайней мере, сейчас Европа занята решением собственных проблем, и чужие проблемы ей ни к чему. Впрочем, та же Украина придерживается иного мнения. Как заявила в понедельник премьер-министр страны Юлия Тимошенко, двери Евросоюза не закрыты для Украины несмотря на то, что Франция и Нидерланды отвергли евроконституцию на референдумах. Местные аналитики отмечают в этой связи, что 14 лет спустя после получения независимости эта бывшая советская республика еще не получила статуса страны с рыночной экономикой. Остается ждать итогов саммита ЕС, которые, возможно, прольют свет на запутанную ситуацию в Евросоюзе и перспективы "вливания" в него новых членов.