Как сообщает пресс-служба министерства, указанные меры будут подготовлены с учетом предложений Минэкономразвития, Минфина, Минобороны, Росатома и других заинтересованных ведомств, принимавших участие в совещании.
В своем выступлении В.Яковлев отметил, что в настоящий момент в России насчитываются 43 ЗАТО. Из них 10 относится к ведению Федерального агентства по атомной энергии /Росатом/, 27 относятся к ведению Министерства обороны РФ /в том числе 14 – к Ракетным войскам стратегического назначения, 3 – к Космическим войскам, 8 – к ВМФ/, 5 – к Федеральному агентству по промышленности /Роспром/, 1 – к Федеральному космическому агентству /Роскосмос/. В состав ЗАТО в 22 субъектах РФ входят 25 городов, 36 поселков и 29 населенных пунктов. Общая численность населения, проживающего в указанных ЗАТО, превышает 1,3 млн человек.
С принятием федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других законов, а также с внесением изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ кардинально изменяется система отношений ЗАТО, субъектов РФ и федерального центра.
Разработка программ социально-экономического развития ЗАТО на 2006-2009 гг началась до вступления в силу соответствующих законодательных актов, и поэтому в них не могли быть предусмотрены все новые условия формирования бюджетов. Таким образом, с начала 2006 г в ЗАТО может произойти скачкообразное изменение социально-экономической ситуации, связанное с общим снижением финансирования.
Вводимая система межбюджетных отношений может еще более усилить дифференциацию социально-экономического положения ЗАТО, расположенных в разных субъектах РФ, что определено существующими различиями в социально-экономическом положении самих регионов.
Социально-экономическая напряженность в местах расположения потенциально опасных и особо охраняемых объектов может привести к непредсказуемым последствиям, полной потере высококвалифицированного кадрового потенциала и, в том числе, поставить под сомнение возможность выполнения международных обязательств РФ по нераспространению ядерного оружия и соответствующих технологий.
Вместе с тем ЗАТО характеризуются достаточно развитой инфраструктурой, наличием высококвалифицированных кадров, высокотехнологичного оборудования. Правительство РФ поставило задачу разработать систему мер, предполагающую обеспечение стабильного функционирования ЗАТО, использования их конкурентных преимуществ, и направленную на преодоление факторов, оказывающих негативное влияние на социально-экономическое развитие ЗАТО.
В целях комплексного решения этих и других проблем Минрегион предлагает реализовать ряд мероприятий антикризисного и системного характера, направленных на решение проблем стабильного функционирования ЗАТО в 2006 г и последующих годах. Предлагаемая система представляет собой набор мероприятий организационного характера, предполагающих, в том числе, проведение анализа потенциала развития ЗАТО и разработку планов действий по каждому ЗАТО в долгосрочной перспективе.
Одним из важнейших элементов системы мер является проведение комплексного изучения социально-экономического положения ЗАТО и потенциала их развития на местах, что, по мнению Минрегиона, является наиболее эффективным методом инвентаризации имеющихся ресурсов и разработки планов перспективного развития.
Одновременно система мер предусматривает реализовать некоторые мероприятия, позволяющие значительно снизить нагрузку на бюджеты ЗАТО, в частности, передачу специализированных учреждений здравоохранения в ведение Федерального медико-биологического агентства, разработку документов территориального планирования для всех ЗАТО.