Европа в очередной раз определила лучший автомобиль будущего года. Традиционно будущий лидер определяется в конце предыдущего года, так, в конце 2004 г титул "Car of the Year 2005 г" получила Toyota Prius. В этом же году европейцы выбрали Renault Clio III. Победителя из семи претендентов определил второй раунд голосования. Правда, французский автомобиль победил с незначительным перевесом – за него было подано 256 голосов против 251, поданных за немецкий Volkswagen Passat. Кроме этих двух лидеров, в гонке за приз участвовали Alfa Romeo 159, BMW серии III, совместная разработка Citroen С1/Peugeot 107/Toyota Aygo, Mazda 5 и Toyota Yaris. В этом впервые в истории конкурса модель Clio вторично стала лауреатом: первый раз автомашина этой серии признавалась лучшей в Европе в 1991 году. Вообще же модели Renault выигрывают престижный титул уже в шестой раз, их опережает только концерн Fiat с восемью наградами.
Жюри выбрало Clio III за удачное, на взгляд экспертов, сочетание таких свойств, как вместимость, безопасность, высокое качество и комфорт. Clio III – новая версия уже полюбившегося французам хэтчбека, впервые появившегося в 1990 г. В Европе эта модель уже продается, а в самой Франции ее цена составляет 11,8 тыс евро и выше, в зависимости от комплектации. В России же Renault, как и другие автомобили из Франции пока встречаются не так часто, как их германские конкуренты – те же Volkswagen или Audi. Так уж исторически сложилось, что в нашей стране самая любимая машина – это подержанный "немец" и размером ну ни как не меньше того же Volkswagen Passat. Во Франции, да и в остальной Европе, традиционно и вполне объяснимо не любят большие автомобили, и все модели Clio имеют довольно скромные размеры. Хотя седан Renault Symbol по примерно сопоставимой цене продается у нас гораздо более успешно, чем Clio. Но здесь опять же играет большую роль традиционная любовь россиян к седанам.
Комплектация большинства моделей Clio вполне неплоха, несмотря на их "малый рост". Как правило, в нее входят гидроусилитель, две подушки безопасности, электропакет, АВС, нередко встречается и кондиционер. А если речь идет о Renault Clio, сделанном после 2001 года /тогда был проведен рестайлинг/, то на нем можно встретить и более серьезные усовершенствования - климат-контроль, ксеноновые фары и пр. Модернизированные автомобили, кстати, выглядят привлекательнее еще и потому, что имеют совершенно другой дизайн салона, в отделке используются более дорогие и качественные материалы.
Новая Renault Clio III несколько "поправилась" по сравнению с прежними моделями этой серии. Длина автомобиля - 3,99 м, ширина машинки - 1,7 м, высота - 1,5 м. Удлинилась и колесная база - с 2470 до 2575 мм. За счет увеличения габаритов внутри Clio тоже стало посвободнее - ширина салона увеличилась на 28 мм, а емкость багажника - на 33 л. Теперь грузовой отсек малолитражки вмещает 288 л, а со сложенными задними сиденьями - 1038. На машину могут ставить три бензиновых двигателя - 1,2-литровый мощностью 75 л с, 1,4-литровый - 98 л с и 1,6-литровый - 113 л с, и три версии 1,5-литрового дизеля мощностью 70, 86 и 106 л с. Автомобиль может комплектоваться пяти- и шестиступенчатыми ручными коробками передач, а также "автоматом". Кроме обычного "автомата", на Clio собираются ставить и роботизированную КПП с ручным переключением "лепестками" на руле. Она предназначена для версий с бензиновым двигателем 1,2 л и 86-сильным дизелем.
Немного расскажем о самом конкурсе "Car of the Year". Особенность конкурса в том, что автомобили в нем представлены без разделения по классам, размерам или цене, а победителя определяет жюри, состоящее из европейских журналистов, пишущих на автомобильные темы. История "Car of the Year" насчитывает более 40 лет. Конечно, подобные конкурсы проводятся и в Японии, и в США, и в России, однако именно "Car of the Year" уже давно является самым престижным в мире. Дело в том, что именно европейцы считаются в мире наиболее требовательными ко всем нюансам автомобиля – от управляемости до того, насколько ярко работает подсветка прикуривателя. Голосование проходит по следующей схеме: на первом этапе выбираются семь финалистов. На втором этапе каждый член жюри получает в свое распоряжение 25 баллов, которые должен распределить по всем участникам "плей-офф". При этом ни один из автомобилей не может получить более 10 баллов. Автомобиль, набравший наибольшее число баллов, становится победителем, и получает право носить эмблему Car of the Year, что существенно поднимает его продажи в Европе. По правилам в конкурсе могут принимать участие только новые модели, которые уже продаются или начнут продаваться хотя бы в пяти европейских странах в ближайшее время. При этом прогнозируемый объем продаж новинки должен быть не меньше 5 тыс машин в год.
Впрочем, многие европейские эксперты уверены, что вкусы жюри отнюдь не отражают реальное соотношение сил, и победа зачастую остается за "слабыми". Объективные же лидеры остаются не у дел. Например, так произошло в 2003 г, когда малолитражка Panda от Fiat опередила более сильных конкурентов в лице Golf V и Mazda 3. По мнению устроителей конкурса, главным фактором для местного покупателя является соотношение цена/качество, что и подтверждается почти каждый год итогами голосования. Однако среди участников жюри превалирует предубежденность против автомобилей не из Европы. Не случайно "за бортом" конкурса остались вполне конкурентоспособные модели азиатских производителей – те же Kia Rio, Chevrolet Matiz, Suzuki Swift. А ведь они не менее экономичные, стильные и красивые, чем лидеры "Car of the Year", и заслуживают внимания европейских покупателей. Конечно, не секрет, что европейские автоконцерны переживают сейчас непростые времена. Продажи падают, а себестоимость производства в любом случае выше, чем в тех же Китае или Южной Корее.
Но российские покупатели пока не обращают особого внимания на итоги престижного европейского конкурса и "голосуют рублем" за автомобили вышеупомянутых "корейцев" и "китайцев". Только за 9 месяцев текущего года на российском рынке было реализовано 16958 автомобилей KIA. Самыми же популярными новыми иномарками на российском рынке за тот же период признаны корейские Hyundai Motor. В январе-сентябре 2005 г концерн реализовал в нашей стране 68475 автомобилей, что более чем в 2 раза выше прошлогоднего показателя. На втором месте снова "неевропеец" – японская Toyota Motor Corp с 43117 проданных машин. Первая машина европейского производства в этом списке находится аж на 7-м месте - это все та же Renault с 18533 автомобилями. Не самый плохой результат, но, учитывая показатели "азиатских" соперников перспективы марки в России, увы, не кажутся самыми радужными.
Впрочем, судьба победителя "Car of the Year" на российском рынке станет понятна лишь после начала продаж, то есть в следующем году. Пока эксперты лишь предполагают, что переломить сложившийся в отечественном массовом сознании стереотип "женского" автомобиля, преследующий все модели Renault, будет непросто. Думается, цена автомобиля в России не будет ниже, чем в Европе, а в этой ценовой категории /до 15 тыс долл/ у Clio III немало конкурентов. Стоит напомнить хотя бы о новинке от Запорожского автозавода – Chevrolet Lanos, выпущенной по лицензии корейской GM - Daewoo Automotive Techology. Ее рыночная цена будет в районе 9 тыс долл, и не исключено, что те, кто ограничен в средствах, предпочтут эту "самую дешевую" по определению ряда СМИ иномарку. Те же, кто готов отдать за автомобиль большую сумму, выберут скорее полноразмерную и "престижную" марку. Впрочем, репутация "женского" автомобиля отнюдь не ставит крест на его популярности. Все больше женщин в России садятся за руль, и многие из них настроены на покупку именно "женских" моделей – компактных, изящных и экономичных. Так что шанс у Clio III есть – главное, правильно им воспользоваться.
Остальные новости автомобильного рынка смотрите на сайте www.automen.ru