Статья

Е.Гайдар об экономическом и банковском кризисе в России через 3-4 года: для чего нужен Стабфонд

Читать на сайте 1prime.ru

"Отец" радикальных рыночных реформ, потрясших в начале 90-х годов уже загибающуюся плановую экономику и ставших настоящим шоком для миллионов экс-советских людей, Егор Гайдар не оставляет своим вниманием и нынешнюю ситуацию в России. В настоящее время он руководит Институтом экономики переходного периода и больше не рвется во власть, считая, что в свое время побыл там достаточно в должностях вице-премьера России по вопросам экономической политики и главы министерства экономики и финансов РСФСР. Однако он продолжает активно работать над анализом современной экономической ситуации в стране, давать рекомендации действующим членам правительства /которые, по его словам, периодически обращаются к нему за содействием/ и вынашивать планы достижения Россией дальнейшего благополучия.

Своими опасениями по поводу состояния нашей экономики реформатор поделился сегодня в рамках пресс-конференции. По его словам, в краткосрочной перспективе никакие сколько-нибудь серьезные катаклизмы нам не грозят. По крайней мере, на период 2006-2008 гг высокие цены на энергоносители позволят России преодолеть возможные возникающие трудности. Между тем, именно однозначная сырьевая ориентированность экономики может сыграть с нами злую шутку, полагает Е.Гайдар. Он напомнил, что сейчас мы переживаем период, аналогичный началу-середине 80-х годов в России, когда наша страна жила за счет дорогой нефти. В конце 80-х цены на нефть упали почти в 6 раз, что, в частности, поспособствовало краху Советского Союза. Недавняя история тоже имеет характерные примеры – незадолго до памятного всем дефолта 1998 г цены на нефть тоже упали, но не так значительно – всего в 1,2 раза. Сейчас же, даже если позитивная для нас ситуация на рынке энергоресурсов изменится, в ближайшее время мы сможем удержаться на плаву за счет накоплений.

Но любые накопления, как известно, имеют тенденцию заканчиваться. Аналитики нефтяного рынка признаются в том, что не могут с точностью прогнозировать динамику цен на нефть, поэтому в долгосрочной перспективе однозначно рассчитывать на стабильность было бы слишком самонадеянно. Е.Гайдар отметил, что в 2009-1010 гг ситуация в экономике может ухудшиться. Существует некий "многолетний уровень" цен на нефть, к которому мир так или иначе возвращался с точек роста или падения – примерно 20 долл за баррель в течение последних 50-100 лет. Если бы в 2001 г цены упали до этого уровня, российская экономика пережила бы такое падение относительно безболезненно, полагает экономист. Сейчас же, даже если цены упадут до 25 долл за баррель, могут возникнуть серьезные проблемы с бюджетом, платежным балансом, поддержанием стабильности национальной валюты. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, российская экономика должна иметь "план боевого применения", считает Е.Гайдар.

Конечно, он дал и некоторые рекомендации по претворению в жизнь подобных планов. Прежде всего, по его мнению, российские власти оказались предусмотрительнее своих предшественников времен СССР и озаботились формированием некоего запаса, позволяющего экономике пережить непредсказуемость на сырьевом рынке. Речь идет о Стабилизационном фонде, предложения пустить который на те или иные цели – от инновационных проектов до повышения рождаемости – раздаются постоянно. По мнению экономиста, именно Стабфонд является гарантом нашей экономической стабильности и разбазаривать его ни в коем случае нельзя. Напротив, цена отсечения для формирования Стабфонда с экономической точки зрения обоснована в размере 20 долл за баррель, хотя с политической точки зрения реализовать это очень сложно. Сейчас, напомним, цена отсечения повысилась с 20 до 27 долл. Расти Стабфонд может еще долгое время – в той же Норвегии, например, его величина по отношению к ВВП в два раза выше, чем в России. В перспективе же, если излишек станет слишком уж явным, Стабфонд может частично пойти в фонд будущих поколений. Разумно было бы, например, интегрировать пенсионную реформу, идущую явно не по тому пути, что планировали создатели, с нефтяными сверхдоходами. Что же касается идей по немедленной реализации средств Стабфонда на важные для России программы, Е.Гайдар заявил, что любая страна, богатая сырьем, рано или поздно сталкивается с необходимостью стерилизации некоей части денежной массы. "Экономика может принять ровно столько денег, сколько она может принять, а не столько, сколько кому-то хочется", - отметил экономист. Дополнительные инвестиции сверх потребности и возможности экономики приведут к росту инфляции. Поэтому в случае необходимости можно перераспределить расходные статьи бюджета, но ни в коем случае не браться за Стабфонд, подчеркнул он, добавив, правда, что понятное массам объяснение необходимости стерилизации найти непросто.

Институт экономики переходного периода под руководством Е.Гайдара разрабатывает программы по спасению российской экономики от возможных кризисов. По словам бывшего реформатора, сейчас "идет работа, происходят технические процессы" по внедрению в жизнь некоторых предложенных им и его сотрудниками решений. Об их сути он не стал распространяться подробно, указав лишь, что возникающие проблемы должны решаться своевременно.

Он, однако, предрек России еще один вероятный кризис – банковский. Случиться таковой может, по мнению Е.Гайдара, через 3-4 года. "Угроза банковского кризиса в течение следующих 3-4 лет является одной из наиболее серьезных для российской экономики", - подчеркнул он. Денежные власти понимают возможную опасность и предпринимают определенные шаги, чтобы ее избежать, но это не может стать "панацеей от кризиса". По словам экономиста, риски банковского сектора даже при неблагоприятной мировой конъюнктуре сырьевых товаров можно охарактеризовать как "высокие и возрастающие". Кроме того, стабильно растут и риски, связанные с предоставлением крупных кредитов иностранными банками крупным государственным компаниям. Конечно, такие кредиты влияют на то, что отток капиталов сменяется их притоком. Вот только пользы российской экономике такой приток приносит немного, полагает Е.Гайдар.

Впрочем, риски, связанные с возможным приходом в Россию филиалов иностранных банков он оценил весьма невысоко. Иностранцы становятся конкурентами отечественным банкам, но такая конкуренция влияет на наших банкиров лишь позитивно, считает он.

Особое значение в свете этой ситуации для нашей страны приобретает сейчас сохранение репутации надежного поставщика энергоресурсов. Недавний газовый конфликт с Украиной, конечно, несколько "подмочил" эту репутацию в глазах Европы, но, к счастью, в начале января компромисс все же был достигнут. По мнению Е.Гайдара, мы должны сейчас упирать на нашу надежность и незаменимость в вопросах обеспечения сырьем, и не пытаться использовать это преимущество для получения политических преференций. Иначе Запад найдет более надежных конкурентов российской нефти и газу, а это было бы очень опасно для нашей экономики.

Обсудить
Рекомендуем