В результате всего по состоянию на 1 января 2006 г на учете в системе страхования вкладов состоит 931 банк. Такое их количество определилось по результатам рассмотрения первичных и повторных ходатайств банков, а также их заявлений об обжаловании отрицательных заключений по повторным ходатайствам комитету банковского надзора ЦБ РФ и председателю ЦБ РФ. По данным отчетности на 1 декабря 2005 г, в этих банках сосредоточены вклады населения в объеме 2,555 трлн руб - 99,3 проц всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях РФ, и активы в сумме 8,898 трлн руб -94,6 проц всех активов банковской системы страны.
Вместе с тем ЦБ РФ отказал в приеме в систему страхования вкладов 191 банку. В том числе у 24 из них впоследствии были отозваны лицензии на осуществление банковских операций.
Принятый в декабре 2003 г федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" установил правовые, финансовые и организационные основы для создания и функционирования системы страхования вкладов, обеспечивающие необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.
В срок, установленный федеральным законом, в Банк России поступили ходатайства о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов от 1150 банков, имевших лицензию ЦБ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение счетов физлиц. Такие лицензии по состоянию на 27 июня 2004 г имели 1183 банка.
Банк России за период с сентября 2004 г по 22 марта 2005 г рассмотрел и вынес заключения по первичным ходатайствам 1114 банков. Положительные решения вынесены по ходатайствам 824 банков. ЦБ РФ также в этот период впервые принял решения о предоставлении 7-ми банкам лицензий на привлечение средств во вклады. Из числа получивших положительные заключения 11 банков впоследствии присоединились к другим банкам. По состоянию на 1 апреля 2005 г во всех этих банках было сосредоточено около 98 проц всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях РФ, и около 92 проц всех активов банковской системы страны. В этот период Банк России также вынес отрицательные заключения по ходатайствам 297 банков.
В случае вынесения Банком России отрицательного заключения коммерческий банк вправе был после устранения выявленных несоответствий подать в Банк России повторное ходатайство в срок, не превышающий 16 месяцев со дня вступления в силу федерального закона - не позднее 27 апреля 2005 г.
В установленный законодательством срок в Банк России поступили повторные ходатайства от 265 банков, которые были рассмотрены до 22 сентября 2005 г. Банк России вынес положительные заключения по повторным ходатайствам 92 банков. Отозвали свои повторные ходатайства 4 банка. ЦБ РФ вынес отрицательные заключения по повторным ходатайствам 165 банков. Кроме того, ЦБ РФ отозвал у 4-х банков лицензии на осуществление банковских операций до вынесения заключения комитетом банковского надзора ЦБ РФ. Кроме того, ЦБ РФ впервые предоставил в этот период 11-ти банкам лицензии на право привлечения средств населения. Таким образом, к 22 сентября 2005 г участниками системы страхования вкладов стали еще 103 банка.
Коммерческий банк в течение одного месяца со дня вынесения отрицательного заключения ЦБ РФ по итогам рассмотрения повторного ходатайства имел право обжаловать это заключение в комитет банковского надзора ЦБ РФ. В случае подтверждения комитетом банковского надзора отрицательного заключения банк имел право повторно обжаловать его председателю Банка России в течение одного месяца после такого подтверждения.
142 банка направили заявления в комитет банковского надзора ЦБ РФ об обжаловании отрицательного заключения комитета банковского надзора ЦБ по повторному ходатайству. Комитет банковского надзора ЦБ РФ удовлетворил заявления 5-ти банков и вынес отрицательные решения по ходатайствам 137 банков.
131 банк направили заявления на имя председателя Банка России об обжаловании отрицательного заключения комитета банковского надзора ЦБ по повторному ходатайству. Председатель ЦБ РФ удовлетворил заявления 7-ми банков и вынес отрицательные решения по заявлениям 123 банков. В период рассмотрения этих заявлений ЦБ РФ отозвал у одного банка-заявителя лицензию на осуществление банковских операций. Кроме того, в этот период ЦБ РФ впервые предоставил 2-м банкам лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
Во исполнение требований федерального закона Банк России создал нормативную базу, которая установила методику оценки финансовой устойчивости банков, обеспечила прозрачность оценки Банком России соответствия банков установленным законом требованиям к участию в системе страхования вкладов, открытость процесса рассмотрения ходатайств и заявлений банков об обжаловании, коллегиальность принятия решений о соответствии банков критериям допуска в систему страхования вкладов.
При разработке нормативной базы Банк России исходил из того, что создание системы страхования вкладов следует рассматривать в качестве одного из этапов реформирования банковской системы, предполагающего приближение основных регулятивных требований функционирования банков к международным стандартам.
Сферами основного внимания Банка России при оценке соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов являлись оценка достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения обязательных нормативов, прозрачности структуры собственности банка, качества управления и внутреннего контроля, качества активов, собственных средств /капитала/ банков, правильности формирования резервов, а также отсутствие оснований для применения к банку мер воздействия.
Работа по рассмотрению Банком России ходатайств и заявлений об обжаловании решений комитета банковского надзора была организована таким образом, чтобы на любом этапе рассмотрения ЦБ РФ располагал актуальной информацией о финансовом состоянии банка, соблюдении им обязательных нормативов, применяемых к нему мерах воздействия, а также о наличии оснований для применения мер воздействия.
Коммерческим банкам была предоставлена возможность представлять в Банк России любую дополнительную информацию, которая, по мнению банка, могла бы быть учтена при принятии решения комитетом банковского надзора и председателем Банка России.
Банк России обеспечил коллегиальность принятия решений, в выработке которых принимали участие все подразделения надзорного блока центрального аппарата ЦБ, а также территориальные учреждения ЦБ.
Содержащаяся в федеральном законе норма о постоянном соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов заставила владельцев и руководителей банков существенно повысить качество корпоративного управления в банках. Практически все банки, вступившие в систему страхования вкладов, в период подготовки к вступлению в систему страхования вкладов и в процессе рассмотрения ходатайств значительно повысили степень открытости структуры собственности, реформировали механизмы управления рисками и внутреннего контроля, обеспечили соблюдение обязательных нормативов на ежедневной основе, обратили внимание на качество активов и полноту формирования резервов и осуществили другие мероприятия с целью приведения их деятельности в соответствие с требованиями к участию в системе страхования вкладов.
В отношении банков, участвующих в системе страхования вкладов, Банк России на постоянной основе осуществляет мониторинг их соответствия требованиям к участию в системе. В случае если какой-либо из банков не будет соответствовать установленным требованиям в течение 3-х месяцев подряд, то, в соответствии со статьей 48 федерального закона, Банк России вводит запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 48 закона, банк, отказавшийся от участия в системе страхования вкладов, имеет право ходатайствовать о выдаче разрешения Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц по истечении 2-х лет со дня вступления в силу закона - не ранее 27 декабря 2005 г.
Банк, относительно которого вынесено отрицательное заключение о его соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов, имеет право вновь ходатайствовать о выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц или о снятии запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц не ранее 2-х лет со дня прекращения права на работу с вкладами.
Кроме того, банки, не имевшие на дату вступления закона в силу лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, вправе обратиться за получением такой лицензии и после вынесения Банком России решения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. Одновременно с получением лицензии банк становится участником системы страхования вкладов.