Интервью

Интервью директора Всемирного банка по России Кристалины Георгиевой агентству ПРАЙМ-ТАСС

Читать на сайте 1prime.ru

Вопрос: В начале июля президент РФ Владимир Путин заявил о том, что Россия откажется выполнять обязательства по вступлению во Всемирную торговую организацию /ВТО/, в том числе уже принятые, если не удастся договориться о завершении переговоров с США. США настаивают на прямом допуске филиалов своих финансовых компаний /банков и страховых компаний/ на российский рынок. Является ли для США данная позиция обязательной также при проведении двусторонних переговоров с другими странами-кандидатами на вступление в ВТО, и можно ли, на Ваш взгляд, найти компромисс двух непримиримых точек зрения России и США?

Ответ: Да, США всегда ставят такое условие при проведении переговоров - это вопрос для Соединенных Штатов принципиальный. Не было ни единого случая, когда бы США согласились на отмену вышеупомянутого условия. В то же время, с каждой отдельно взятой страной переговоры шли в соответствии с учетом специфики и конкретных условий ее развития. В этом отношении показателен пример Китая. КНР согласилась на требование США, но с учетом особенностей китайской экономики. Был учтен размер капитализации финансовых компаний, то есть на рынок допускается не каждое финансовое учреждение, а лишь только те, которые могут принести наибольшую пользу. В этом смысле для России важно продумать, введение каких из условий ей необходимо. Как разрешится данная проблема - вопрос переговоров, которые будут продолжены. Всемирный банк не является участником переговорного процесса, наша роль - его технический анализ.

Переговоры по вступлению в ВТО для больших стран всегда достаточно продолжительны. С Китаем такие переговоры велись порядка десяти лет. При проведении переговоров всегда очень важно иметь в виду две вещи - какова ситуация внутри страны, и чем заканчиваются переговоры. По большому счету, Россия уже сегодня пользуется преимуществами глобальной экономики. И в то же время понятно, что Россия должна быть предельно осторожной, принимая на себя обязательства, а США должны достигнуть таких договоренностей, которые будут одобрены Конгрессом

Вопрос: С 1 июля началось полномасштабное списание долга беднейшим странам Африки в размере 37 млрд долл. Какие шаги уже предпринял Всемирный банк в этом направлении, и какие действия для обеспечения списания этого долга планируется предпринять в ближайшие месяцы? Какие меры дополнительно надо принять развитым странам, в том числе России, для развития африканских и других стран HIPC /беднейшие страны с высоким уровнем задолженности/?

Ответ: По вопросу списания африканского долга Россией мы очень плотно работаем с министерством финансов РФ с тем, чтобы создать схему, которая позволит России увидеть, что на деле происходит со списанным ею долгом. Есть два момента, первый из которых - это эффективность использования финансовых средств. Это российские деньги, т.е. деньги граждан России, и, конечно, не хотелось бы, чтобы они каким-то образом оказались на банковских счетах в Швейцарии. Россия хочет, чтобы деньги действительно пошли на решение проблем развития. Сотрудничество с Всемирным банком в данном случае очень полезно, потому что Банк работает со странами HIPC по реализации целевых программ развития по многим социально-экономическим направлениям. Речь идет о том, что последующее использование списанных средств в программах Банка позволяет добиться прозрачности в их управлении, а так же эффективного их использования на решение конкретных проблем в области развития энергетики и борьбы с малярией. В настоящее время Всемирный банк готовится к тому, чтобы на ежегодной встрече акционеров Всемирного банка и Международного валютного фонда /МВФ/ в сентябре, которая пройдет в этом году в Сингапуре, уточнить методы реализации данного механизма и достичь договоренности Банка с Россией по данному направлению нашей совместной работы.

Вторая тема - это так называемая проблема "безбилетника". Мы списываем долги и, соответственно, повышается кредитоспособность тех стран, которым был списан долг. А не существует ли опасность того, что данные страны, получив освобождение от долгового бремени, будут снова заимствовать средства, причем не на самые важные цели и не на самых лучших условиях? Тема эта не новая, и на сегодняшний день она не получила всестороннего решения. В прошлом месяце значимость и серьезность данной проблемы Россия озвучила на встрече министров финансов "Большой восьмерки". Единственный способ решения этой проблемы - это координация действий между странами-донорами и странами-получателями международной помощи. Среди традиционных стран-доноров подобная координация действий уже существует, а вот усилия так называемых "новых доноров", a точнее сказать, "возвращающихся доноров" - поскольку Россия вновь возвращается в ряды стран-доноров - пока еще не слишком хорошо скоординированы. В этой связи инициатива России по привлечению внимания доноров к теме координации совместных усилий в области поддержки развития - это очень хорошая инициатива.

В глобальном же плане очень важны следующие три темы. Первая - списание долгов, и, по большому счету, она уже достигнута. Вторая тема - это оказание дополнительной помощи для целей развития и эффективное использование данных средств. И третья тема – это совершенствование качества государственного управления в развивающихся странах. Все эти три темы тесно взаимосвязаны между собой. Если они не решаются одновременно, то может получиться и так: нет долга, кроме того, есть новые финансовые средства, но нет эффективного управления. От Всемирного банка ожидают, что мы и дальше будем продолжать активно работать в этом направлении. Президент Группы Всемирного банка г-н Пол Вулфовиц очень часто, выступая по вопросам качества госуправления, большое внимание уделяет именно этой третьей проблеме.

Вопрос: Как Вы оцениваете эффективность проектов Всемирного банка, которые сейчас осуществляются в России? Какие изменения происходят в деятельности Банка в России? Использует ли Банк полученный здесь опыт в работе с другими странами?

Ответ: В России Банк переходит к новым механизмам взаимодействия со страной, которые отражают современное состояние и перспективы развития российской экономики. Проекты, которые мы поддерживаем в России, содержат высокую долю софинансирования с российской стороны, то есть Банк предоставляет России лишь международный опыт и проектную координацию. Сейчас в России есть много финансовых средств, однако механизмы управления, связанные с их использованием, пока еще только создаются. В связи с этим, сегодня российские проекты Банка ориентированы не на то, чтобы в страну поступали дополнительные средства от Всемирного банка, а на то, чтобы на цели развития в России использовались российские деньги, а участие Банка было бы невелико и составляло не более 10-15 проц.

Кроме того, мы уже начали работать с российскими регионами напрямую. Первый проект реализуется в Чувашии. Перспективы работы Банка с российскими регионами напрямую достаточно оптимистичны, и на сегодня мы приступили к обсуждению конкретных проектов с несколькими регионами страны.

В настоящее время в некоторых регионах России уже существует готовность получать от Банка международный опыт на платной основе, как это делают другие страны мира с высоким и средним уровнем доходов. Банк уже провел подобный обмен опытом на платной основе в Санкт-Петербурге, и город остался очень доволен нашей совместной работой. Конечно, мне было приятно это услышать. В конечном итоге, Всемирный банк - это банк развития, и он принадлежит России, как и всем акционерам, и те сотрудники, которые в нем работают, стараются создать все условия для того, чтобы в будущем государственные институты могли выполнять эту работу самостоятельно. И, естественно, поскольку Банк организация неприбыльная, наши услуги сравнительно недороги, то есть расходы регионов на их оплату невелики. Многие регионы России выражают заинтересованность в подобного рода сотрудничестве с Банком.

Долгое время и нас, и правительство России беспокоил тот факт, что сроки реализации наших совместных проектов никак не могут уложиться в запланированные рамки. Замедление происходило по разным причинам. Если это небольшая заминка и происходит она изредка - это не страшно, но системное замедление скорости реализации проектов уже является проблемой. Я рада сообщить, что за последний год и Банк, и правительство сделали очень многое для успешного мониторинга реализации сроков реализации проектов. Темпы расходования средств на реализацию проектов за 2006 финансовый год увеличились на 60 проц /2006 финансовый год: июль 2005 - июнь 2006 гг/. Мы никак не могли преодолеть планку в 10 проц средств, выделяемых в год от общей суммы действующего портфеля проектов. Это означало, что проект, запланированный на шесть лет, будет реализовываться около 10 лет. Однако за прошлый год этот показатель составил 15,7 проц. Это еще не 20 проц, которых нам бы хотелось достигнуть, но показатель уже приближается к общепринятым в Банке нормам.

С точки зрения выполнения задач, предусмотренных проектами, работа в России идет очень неплохо. Мы стараемся чрезвычайно внимательно отслеживать ход исполнения проектов, и обращаем большое внимание на достигнутые результаты. В 2003 г, когда исполнилось 10 лет с начала сотрудничества России с Банком и МВФ, Государственной Думой РФ была проведена оценка работы Всемирного банка в России. Оценка оказалась достаточно высокой.

Однако самое интересное - даже не успех отдельно взятых проектов, которые нацелены на достижение результатов. Самое интересное это то, как меняется наша модель работы с Россией: это первый опыт работы с регионом России - Республикой Чувашией без предоставления государственных гарантий со стороны федерального правительства, первый опыт консультирования региональных властей - Санкт-Петербург - для более эффективного использования денег инвестиционного фонда. Мы также впервые осуществляем аналитическую работу совместно с российскими учеными в рамках Консультативного совета представителей аналитических исследовательских центров, и впервые делаем оценку инвестиционного климата в России вместе с Высшей школой экономики. В действительности - это и есть передача Банком знаний и методологии, по которой будут потом работать в России, а может быть и в соседних с ней странах. Подобные новые модели взаимодействия очень полезны, потому что они служат делу передачи международного опыта и знаний. Так, Казахстан перенял у России высокое софинансирование проектов Банка со стороны правительства. Но и наши специалисты нарабатывают в России большой опыт в решении сложных вопросов. Например, реформа судебной системы - она довольно специфична для России, но базовые принципы проведения реформы интересны для всех. Мы получаем опыт, как работать в такой большой и сложной стране, как адаптировать решения не просто для всей страны, а, например, для такого региона, как Чувашия. Накопленный опыт может быть потом использован в других странах мира.

Во Всемирном банке российские эксперты привлекаются для работы на постсоветском пространстве, а следующим шагом будет уже их привлечение для работы в Африке, в Латинской Америке, в Южной Азии. Особенно в тех странах, где еще сильны связи с Россией и все еще работает много российских специалистов, или там, где их еще помнят.

Мы говорим о Всемирном банке, но необходимо еще упомянуть Международную финансовую корпорацию /МФК/ и Международную ассоциацию развития /МАР/. Обе организации начали подготовку проектов для позиционирования российских компаний в третьих странах. МФК обсуждает проекты с "ЛУКОЙЛом", а МАР обсуждает проекты, связанные с добычей природных ресурсов в Африке и гарантирование российских проектов за рубежом. Пока еще нет каких-либо конкретных планов, но процесс пошел и начата подготовительная работа.

Обсудить
Рекомендуем