По его словам, об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ по заказу комитета. Около 44 проц респондентов не считают страховым мошенничеством вышеупомянутые инциденты.
При этом 34,1 проц россиян, не считающих обман страховщика преступлением, апеллируют тем, что страховщики сами обманывают клиентов, другие 27,3 проц уверены в своей правоте, так как обязательным страхование сделали вообще без согласия народа, 18,2 проц считают, что они итак много платят за страхование и столько же обращают внимание на отсутствие в Уголовном кодексе такого преступления.
Как отметил Е.Потапов, наиболее частой причиной страхового мошенничества, по мнению россиян, является потребность в деньгах, этот ответ выбрали 45 проц опрошенных.
Согласно исследованию, 10 проц россиян знают людей, обманувших страховую компанию. При этом 22 проц респондентов считают, что обманывать страховые компании допустимо, 69 проц - недопустимо и 8 проц - затруднились с ответом.
По словам Е.Потапова, по оценке страховщиков в настоящее время уровень выплат по мошенническим страховым случаям составляет примерно 10-20 проц от общего объема выплат страховщиков. При этом половина выплат приходится на явное мошенничество, а половина на, так называемые, приписки. Довольно часто мошенничество происходит при участии страховых агентов или сотрудников страховых компаний.
Для более эффективной борьбы со страховым мошенничеством комитет ВСС подготовил 2 законопроекта, которые, как ожидается, будут внесены в Государственную Думу в начале 2007 г. Как отметил Е.Потапов, первый законопроект вносит изменения в закон "Об организации страхового дела в РФ". Так, на органы исполнительной власти всех уровней, а также граждан предлагается распространить обязанность по предоставлению страховщикам всей информации, связанной со страховым событием на бесплатной основе.
Кроме того, законопроектом предусматривается разрешить страховщикам на базе своих ассоциаций и объединений создавать автоматизированные информационные системы, которые будут содержать сведения о страховых случаях и выплатах. С 1 января 2007 г вступает в силу закон "О персональных данных", по которому сбор информации о гражданах возможен только с их согласия или на основании закона. Таким образом, основная идея этой поправки - устранить эту коллизию.
Второй законопроект касается изменений в закон "Об охране здоровья граждан РФ", которыми устанавливается обязанность медицинских учреждений предоставлять страховщикам по запросу сведения о всех услугах, оказанных клиентам страховых компаний. По словам Е.Потапова, эта инициатива связана с увеличением числа мошеннических случаев по добровольному медицинскому страхованию и страхованию выезжающих за рубеж.