Статья

Мясо, труба, далее везде. Литва вслед за Польшей может заблокировать переговоры Россия-ЕС

Читать на сайте 1prime.ru

Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Литвы Зигмантас Павильонис. В качестве причины он назвал то, что российская "Транснефть" в июле из-за утечки закрыла ветку нефтепровода "Дружба", ведущую к НПЗ литовской Mazeikiu Nafta, и до сих пор не открыла ее.

Напомним, что в июле прошлого года "Транснефть" прекратила перекачку топлива в Литву из-за аварии на участке между Брянском и Новополоцком, когда прорвало изношенную трубу и на землю вылилось около 100 тонн нефти. В результате завод, способный перерабатывать 27400 тонн нефти в сутки, был переведен на ограниченный режим работы. В настоящее время сырье на него поставляется c Ближнего Востока через морской терминал в Бутинге. Литовские политики и эксперты заявили, что за приостановкой поставок нефти может стоять стремление Москвы надавить на Вильнюс, выбравший покупателем Mazeikiu Nafta польскую PKN Orlen вместо претендовавших на актив российских компаний. После долгих и сложных переговоров 84,6 проц акций нефтеперерабатывающего завода были проданы за 2,34 млрд долларов польскому концерну. 10 проц акций остались в собственности правительства Литвы. Налицо политические мотивы, считают в стране. Ведь, по сообщениям СМИ, депутаты Госдумы, посетившие Литву минувшей осенью, прямо заявили, что НПЗ "перешел не в те руки".

Как заявили представители литовской стороны, если ЕС не окажет давление на Россию с тем, чтобы она открыла участок "Дружбы", то, возможно, возникнет предложение о блокировании мандата на переговоры с Россией. В свою очередь, "Транснефть" опровергла сообщения о политической подоплеке прекращения прокачки нефти к Mazeikiu Nafta.

В августе прошлого года представитель Росприроднадзора заявил, что аварийный участок нефтепровода "Дружба" будет закрыт примерно до февраля-марта 2007 года. Тогда "Транснефть" сообщала, что после июльской утечки нефти участок трубопровода в Брянской области проходит независимую экспертизу. Цель экспертизы – установить, возможна ли модернизация или необходима прокладка новой трубы. Компания не называла предполагаемые сроки работ. Впрочем, глава "Транснефти" Семен Вайншток, в свое время заявил, что на восстановление нефтепровода может потребоваться один-два года. Затем он сделал еще более резкие заявления. В начале текущего года он сообщил, что "Транснефть" может вовсе отказаться ремонтировать "Дружбу". Если, конечно, сочтет ремонтные работы экономически нецелесообразными. Эту мысль пару недель назад поддержал замглавы "Росприроднадзора" Олег Митволь. Как и положено, он подвел под нее экологическое обоснование. По словам чиновника, трубе необходим капитальный ремонт, а иначе под рабочее давление ее ставить нельзя. "Эта труба — фактически не нефтепровод, а муфтопровод. Там пятисот и более муфт, заплаток", - жестко охарактеризовал он происходящее с "Дружбой".

Понятно, что такая позиция не по нраву лишенным нефти литовцам. "Мы хотим, чтобы этот вопрос был вынесен на обсуждение на весеннем саммите Европейского Союза", – сказал З.Павильонис. По его словам, для устранения утечки достаточно нескольких недель, но прошло восемь месяцев, и ничего не делается. "Мы считаем это политической акцией", - в очередной раз заявил он. В результате Литва может стать второй Польшей, резюмировал чиновник, ссылаясь на аналогичное вето, введенное этой страной из-за запрета на импорт в Россию польского мяса. Напомним, что поставки мяса из Польши были прекращены в ноябре 2005 г из соображений безопасности – предполагается, что недоброкачественное мясо ввозится в нашу страну через Польшу из третьих стран. Через год Польша из-за этого запрета наложило вето на переговоры между Россией и ЕС, заблокировав тем самым подписание нового договора о сотрудничестве. На Западе сложилось устойчивое мнение, что конфликт по поводу польского мяса явно отдает политическим "душком". Якобы, главная цель России - поссорить новых и старых членов ЕС, используя области, в которых возникает больше всего разногласий – сельское хозяйство и энергетика.

Напомним, что еще осенью прошлого года Литва довольно резко отозвалась о польском демарше. На встрече с министром иностранных дел стран Евросоюза в Брюсселе руководитель литовского внешнеполитического ведомства Пятрас Вайтекунас критически оценил решение Польши блокировать планы ЕС на переговоры о новом партнерском соглашении с Москвой. Однако тогда в стране заговорили о том, что польское вето нужно поддержать. Это очень важно для Литвы, потому что заставляет задуматься о последствиях политического давления со стороны России, уверяли местные радикально настроенные политики. Вроде бы с Польшей начали худо-бедно договариваться, не без участия лидеров ЕС. И вот теперь – Литва…

Неизвестно, какой будет реакция Брюсселя на то, что еще один из "новоприбывших" членов ЕС начинает доставлять объединению серьезные проблемы. О том, что Польша пытается взять на себя роль лидера, объединяющего "новых европейцев", и проводит активную антироссийскую политику, было известно довольно давно. И вот теперь – Литва. С одной стороны, антироссийские настроения есть и в старой Европе. Но с другой – местные чиновники понимают, что с таким партнером, как Россия, лучше дружить, чем враждовать. Ведь дифференциация импорта энергоносителя пока существует лишь в умах представителей Еврокомиссии, а на деле "львиную долю" поставок обеспечивает именно наша страна. И реальной альтернативы ей в ближайшем будущем не предвидится. Поэтому европейцы, скажем, та же Германия, заключают с Россией договоры о партнерстве и сотрудничестве /проект Североевропейского газопровода, он же North Stream/. А новые члены ЕС этим проектам всячески препятствуют, поскольку опасаются потерять свою ценность в качестве "транзитного мостика", по которому российские энергоносители идут на Запад.

Буквально на днях стало известно, что министерство окружающей среды Литвы выдвинуло возражения против продвигаемого Россией варианта прокладки СЕГ по дну Балтики и потребовало рассмотреть альтернативные варианты. Комитет литовского парламента по иностранным делам намерен принять в марте резолюцию о влиянии газопровода на окружающую среду. Впрочем, понятно, что речь идет об оценке единственного варианта, поскольку альтернатив пока не предвидится. Возможен полный отказ от проекта, если выяснится, что этот вариант может серьезно угрожать экологии Балтики. По словам секретаря министерства Александраса Прогиса, похожие замечания представили и другие страны. "По всей видимости, сейчас организаторы проекта СЕГ должны собрать все мнения, их оценить и представить свои комментарии", — сказал секретарь литовского министерства.

Вообще, Литва все более ужесточает свою политику в отношении России и, в частности, ее энергетической стратегии. В начале года президент этой страны Валдас Адамкус в ходе официального визита в США заявил о том, что Литва раздумывает, как преодолеть чрезмерную зависимость стран восточной Европы от доминирования российских энергоресурсов. По его словам, Литва, вместе с Украиной и Беларусью, работают над разработкой альтернативных путей энергопоставок через порт Клайпеда. Литовский президент рассчитывает, что, к примеру, нефть будут поставлять из Норвегии и Венесуэлы железной дорогой. И это, якобы, покроет все насущные потребности трех государств. Но, по мнению экспертов, такие поставки обойдутся им, как минимум, вполовину дороже, чем сейчас они закупают в России. К тому же сами эти страны приобретают российское топливо по разным ценам, а, значит, договориться им будет непросто.

Вместе с тем, вектор, по которому направлены умонастроения в транзитных странах, понятен. Многие эксперты считают, что случившееся может подвигнуть Россию подвергнуть коррекции нынешние маршруты экспорта нефти, по крайней мере, дифференцировав их. С.Вайншток уже заявлял, что строительство трубопроводной ветки БТС-2 может быть закончено всего за полтора года, если поступит соответствующее распоряжение от правительства. Проектная мощность обновленной БТС в перспективе составит 150 млн т нефти в год.

Что же касается литовского демарша относительно соглашения с ЕС, то, скорее всего, никаких уступок от Москвы Вильнюс не дождется – в этом солидарны многие эксперты. Последние шаги России показывают, что в Кремле намерены ужесточить политику по отношению к странам бывшего СССР. Особенно, если эти государства настроены недружественно. И никакие экономические доводы не станут здесь приоритетными по отношению к политическим причинам. Литва в этой ситуации тоже пытается смешивать политику с экономикой. Хотя и Россия, и ЕС неоднократно заявляли о недопустимости такого расклада. Ведь если ситуация на западных границах России обострится, под угрозой могут оказаться поставки нефти в адрес всех наших европейских партнеров. И в Брюсселе не очень-то в этом заинтересованы.

Саммит, на котором Литва может вынести свое вето, назначен на 8-9 марта. До этого срока стороны либо придут к компромиссу, либо Вильнюс снимет свои требования, либо ситуация станет еще более запутанной. Выигравших в ней не будет, а вот проиграют все. Остается надеяться, что здравый смысл и интересы бизнеса все же восторжествуют над политическими расчетами.

Обсудить
Рекомендуем