Доверие к России в мире остается на одном из самых низких уровней по сравнению с другими странами - эксперты

Читать на сайте 1prime.ru

К такому выводу пришли специалисты Международной коммуникационной компании Edelman, осуществив очередное масштабное исследование - Trust Barometer. Презентация данного исследования состоялась во вторник в Госдуме в рамках "круглого стола" "Доверие к России: оценка в системе мировых координат".

Исследование Trust Barometer проводится на протяжении 8 лет компанией Edelman, которая с каждым разом расширяет его географию. В этом году впервые в него была включена Россия.

Основная цель данного исследования состоит в определении уровня доверия к различным общественным институтам, а также к источникам информации.

Исследование показало, что уровень доверия к российским компаниям ниже, чем к большинству международных корпораций. Так, на вопрос о доверии к транснациональным корпорациям, штаб-квартиры которых расположены в России, только 18 проц респондентов из развитых и 44 проц из развивающихся стран высказали им доверие. Для сравнения: Германии доверяют 68 и 79 проц участников опроса соответственно. Россия оказалась на последнем месте по уровню доверия.

Доверие к ОАО "Газпром" (GAZP) в России составляет 67 проц, в Китае - 48 проц, а в Великобритании, где самый низкий уровень доверия, 5 проц. Исследователи делают вывод о том, что наименьшим доверием российские организации пользуются в развитых странах.

Внутри России наибольшим доверием обладает бизнес /39 проц российских респондентов/, что является общей тенденцией для государств с развитой экономикой, например, средний показатель для развивающихся стран - 60 проц, для развитых - 47 проц. В развитых странах большее доверие вызывают негосударственные общественные организации: в странах ЕС - 50 проц респондентов, в Северной Америке - 57 проц. Россия демонстрирует самый низкий уровень доверия к негосударственным общественным организациям - 27 проц.

Исследователи отмечают общую тенденцию для всех государств - низкий уровень доверия к государству как общественному институту, а также постепенное снижение доверия к средствам массовой информации: Россия - 32 проц, ЕС - 35 проц, Северная Америка - 38 проц.

Результаты, по мнению авторов исследования, свидетельствуют о том, что российские компании используют так называемый "вертикальный" механизм формирования доверия: через средства массовой информации и официальные сообщения руководства корпорации. Данные инструменты, по мнению специалистов компании Edelman, недостаточно эффективны и их значение постепенно снижается не только в России, но и во всем мире.

Президент и главный исполнительный директор Европейского отделения компании Edelman Дэвид Брейн считает, что в России недооценивается влияние и не уделяется достаточного внимания взаимодействию с негосударственными общественными организациями, авторитет которых признается в других странах. Между тем, по его словам, негосударственные общественные организации, работающие в развитых странах и располагающие высоким уровнем доверия, вносят серьезный вклад в развитие репутации компаний, действующих на региональных рынках. В результате российские компании не осуществляют эффективного сотрудничества с негосударственными общественными организациями по вопросам социального развития, теряют доверие со стороны аудитории иностранных государств, считает Д.Брейн.

Подобная ситуация складывается и на уровне взаимодействия российских корпораций с экспертным сообществом. Исследователи считают, что отечественный бизнес не уделяет должного внимания работе с экспертами, не предоставляет им полной и достоверной информации о своей деятельности.

Одним из главных выводов исследования, касающийся ситуации внутри России, заключается в том, что в стране существует своеобразная "петля недоверия", порочный круг недоверия и нигилизма, характерный для общественных отношений. Средний показатель доверия российских респондентов к национальным государственным, общественным, коммерческим организациям, средствам массовой информации и религиозным учреждениям составляет 32 проц, в то время как, например, в ЕС этот показатель находится на уровне 41 проц, Северной Америки - 48 проц, Латинской Америки - 57 проц.

Исследование показало, что в современных условиях на уровень доверия коммерческим, общественным и государственным организациям влияет развитие "горизонтальных коммуникаций", получение информации от источника, который воспринимается как "равный", что подразумевает общность интересов. Такой информации больше всего доверяют в Латинской и Северной Америке /например, Бразилия на первом месте - 88 проц респондентов, Мексика - 78 проц, Канада - 54 проц, США - 51 проц/. Россия в этом списке занимает предпоследнее место /31 проц/, обгоняя по уровню доверия к информации "от равного к равному" только Францию /26 проц/.

Хотя в России уровень доверия к информации, получаемой "от равного к равному" не является высоким, по мнению исследователей, большего внимания заслуживают новые формы коммуникации, нежели традиционные и не всегда эффективные информационные каналы.

Компания Edelman - крупнейшая в мире независимая сеть агентств по связям с общественностью с ежегодным доходом более 300 млн долл, включает в себя 89 собственных офисов и аффилиатов более чем в 70 странах мира.

Обсудить
Рекомендуем