Эксперты по пенсионной реформе высказали пессимистичную оценку инициативы президента по софинансированию добровольных пенсионных накоплений граждан из госбюджета

Читать на сайте 1prime.ru

Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на заместителя директора департамента финансовой политики Министерства финансов Андрея Воронцова, Минфин и Минэкономразвития рассчитывают к середине июня 2007 г закончить работу над законопроектом о софинансировании добровольных пенсионных отчислений граждан из госбюджета. Необходимость разработки законопроекта возникла в связи с заявлением в послании президента РФ о необходимости стимулирования добровольного пенсионного обеспечения в России. Идея законопроекта состоит в том, что государство будет поощрять добровольные пенсионные накопления граждан, перечисляя из бюджета на счет гражданина сумму, которую гражданин добровольно вносит в свой пенсионный капитал. При этом максимальный размер государственного финансирования на данном этапе разработки законопроекта определен в размере 18-20 тыс руб в год.

Научный руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер выразил неуверенность в успехе этой инициативы. По его мнению, "пока объективных оснований для успеха этой инициативы нет", и "вряд ли найдется много желающих" участвовать в этой программе. Он объяснил свое мнение тем, что потенциальными участниками программы являются молодые работники, у которых нет денег для дополнительного пенсионного накопления в связи с невысоким уровнем заработка и необходимостью тратить средства на другие социальные потребности, включая накопления на жилье. Другой категорией участников программы являются люди более старшего возраста, которые уже задумываются о будущей пенсии, но которых может не устроить ограничение по возможной сумме отчислений добровольных пенсионных накоплений /18-20 тыс руб в год/.

По словам директора независимого Института социальной политики Татьяны Малевой, население не будет активно участвовать в обсуждаемой программе. По ее данным, до 50 проц россиян младше 35 лет и до 25 проц граждан младше 50 лет вообще не задумываются о формировании будущей пенсии. При этом не более 20 проц россиян имеют сбережения, и относительное число сберегателей за последние годы не увеличивается.

Т.Малева считает, что категория граждан, для которой 1 тыс руб в месяц "весома", не сможет выделять средства на накопление в связи с малыми доходами, а те, кто может такие средства выделять, не заинтересованы в государственном софинансировании добровольных пенсионных накоплений.

Е.Гонтмахер при этом считает, что разные группы населения нужно стимулировать по-разному, например, сделать для малообеспеченных слоев населения и молодых граждан коэффициент софинансирования больше единицы.

Участники заседания высказали озабоченность тем, что не решен принципиальный вопрос: кто будет собственником добровольных пенсионных накоплений, особенно их государственной части, и кто будет принимать решения по управлению этими средствами. Заместитель директора Института социальной политики Оксана Синявская считает, что в случае инвестирования средств добровольных пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги инициатива президента не только не принесет положительного эффекта, но даже может негативно сказаться на пенсионной обеспечении граждан.

Кроме того, по словам Е.Гонтмахера, непонятно, будут ли учитываться при отчислениях на добровольные пенсионные накопления источники дохода, и можно ли будет не перечислять средства на накопительный счет через бухгалтерию, а принести деньги в НПФ наличными, не указывая источники дохода. При этом он подчеркнул, что у граждан старше 1967 г рождения нет накопительных счетов и непонятно, куда им при желании "нести" деньги.

Неясно также, может ли гражданин до выхода на пенсию забрать свои деньги, что будет в этом случае с государственной долей, и как будет осуществляться налогообложение частной и государственной долей добровольных пенсионных накоплений.

Е.Гонтмахер отметил, что при разработке и внесении в Думу законопроекта возникнет вопрос о подзаконных актах, "которые у нас в стране могут разрабатываться и по пять лет".

По мнению аудитора Счетной палаты РФ Сергея Агапцова, надо решать комплексно вопрос реализации инициативы президента и вопрос двойственности администрирования пенсионной реформы /инструменты взимания денег у Министерства по налогам и сборам, обязательства по выплатам пенсий и других социальных выплат у Минфина и ПФР/.

С.Агапцов сказал, что количество задействованных в программе будет малым, так как население не может выделять из семейного бюджета деньги в связи с небольшими доходами. Он напомнил, что 90 проц лиц, формирующих в настоящее время доходы пенсионной системы, это люди, зарабатывающие в среднем до 13,8 тыс руб ежемесячно.

По мнению аудитора, нужно создать "нормально работающую схему", которая будет включать в себя трех участников добровольного пенсионного накопления – работника, государство и работодателя.

Директор департамента анализа социально-экономической политики Центра стратегических разработок Елена Зотова, в свою очередь, подчеркнула, что одним из важных условий для реализации идеи софинансирования являются прозрачность пенсионной инфраструктуры и развитие системы негосударственных пенсионных фондов.

Обсудить
Рекомендуем