Экспериментальный проект по ускоренному таможенному оформления новых легковых автомобилей, ввозимых на специализированных транспортных средствах - автомобилевозах на таможенную территорию Российской Федерации через МАПП Брусничное и МАПП Светогорск в регионе деятельности Выборгской таможни основан на применении предварительного информирования, которое осуществляют перевозчики - транспортные компании, перемещающие товар (легковые автомобили). Данная категория товаров для проведения эксперимента выбрана не случайно: эти товары достаточно просто идентифицировать для таможенных целей, в отношении них, как правило, не требуется проведения таких затратных по времени контрольных операций как разгрузка и взвешивание.
Вместе с тем, эти товары составляют существенную долю (более 30 % в количественном отношении) от общего объема перемещаемых через указанные пункты пропуска товаров.
Должностные лица таможенных постов МАПП Брусничное и МАПП Светогорск обеспечивают ускоренное оформление товаров и транспортных средств, в отношении которых представлена предварительная информация, при принятии сообщения о прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит посредством использования предварительной информации при оформлении таможенных документов, а также при формировании сведений в электронном виде для целей таможенного контроля.
Ускорение достигается за счет выделения специальных рабочих мест должностных лиц таможенных постов МАПП Брусничное и МАПП Светогорск для оформления товаров и транспортных средств с применением предварительной информации.
Для удобства перевозчиков рабочие места обозначены информационными табличками.
Необходимо отметить, что проект не затрагивает вопросов таможенного
контроля товаров и транспортных средств, который осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с положениями раздела IV Таможенного кодекса Российской Федерации.
Несомненным достоинством проекта является то, что его реализация не потребовала никаких дополнительных финансовых вложений. В общем случае время, затрачиваемое на выполнение таможенных процедур при условии выполнения перевозчиком требований ТК РФ, составляет 23 минуты. В условиях проводимого эксперимента время на выполнение таможенных формальностей сократилось вдвое и составило порядка 11 минут на одно транспортное средство.
Таким образом, реализуются одна из задач, определенных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, - сокращение затрат времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств при условии обеспечения эффективности таможенного контроля.
ФТС России взят курс на совершенствование национального таможенного законодательства, реконструкцию и техническое перевооружение пунктов пропуска, внедрение прогрессивных информационных технологий в процесс таможенного оформления. Эти кардинальные меры, в том числе, позволят сократить время прохождения транспортных средств и товаров через границу, помогут избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска, из-за которых таможенные органы являются объектом постоянной критики. Разумеется, такие масштабные задачи, требующие больших финансовых вложений, в одночасье не решаются. Пока обстановка в ряде наиболее загруженных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации остается сложной.
В настоящее время наиболее существенные проблемы, связанные со скоплением транспортных средств, возникают в автомобильных пунктах пропуска (АПП), расположенных на северо-западном участке государственной границы Российской Федерации, через которые перемещается до 30 % товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. ФТС России неоднократно отмечала, что в условиях устойчивого роста товаропотока действующие пункты пропуска на указанном участке государственной границы свои пропускные возможности практически исчерпали. В этих условиях даже предпринимаемые меры по увеличению штатной численности работающих в них должностных лиц таможенных органов существенного эффекта не дают.
Хотя в Северо-Западном регионе эта проблема стоит наиболее остро, в других регионах также многие пункты пропуска работают с повышенной нагрузкой. В настоящее время только 19% от общего количества АПП в целом отвечают современным требованиям по оснащению и уровню сервиса. В рамках Федеральной целевой программы <Государственная граница> планируется обустройство 35 АПП на наиболее напряженных участках государственной границы (в том числе на северо-западном участке), однако, учитывая, что программа рассчитана на восемь лет, первые значимые результаты, связанные с ее реализацией можно ожидать, вероятно, не ранее 2008 года.
Сложившаяся ситуация такова, что решение проблемы очередей в пунктах пропуска требует системного подхода и усилий всех заинтересованных сторон.
Одним из основных резервов, который будет способствовать решению указанной проблемы, по мнению специалистов ФТС России, является применение современных электронных технологий, в том числе предварительного информирования. Ход эксперимента подтверждает этот экспертный вывод.
Предварительная информация может использоваться таможенными органами для минимизации времени, необходимого для выполнения формальностей, планирования распределения ресурсов, оптимизации осуществления контроля, а также для создания условий по транспарентности и предсказуемости действий. Заранее зная сведения о перевозимых товарах, таможенный орган может принять решение о применении тех или иных форм таможенного контроля. Это позволяет сократить время простоя транспортных средств, что положительно сказывается на увеличении фактической пропускной способности пунктов пропуска.
Концепцией системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 10.03.2006 ? 192, определен единообразный подход к формированию и передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими государственной границы Российской Федерации и ее использованию таможенными органами.
Необходимо отметить также, что отработка технологии организации таможенного оформления товаров с использованием предварительной информации стала возможна при помощи зарубежных коллег. Активный интерес к этому вопросу проявляет Финляндия - один из основных партнеров Российской Федерации по международной торговле, крайне заинтересованная в увеличении объемов перемещаемых между нашими странами товаров. С учетом взаимной заинтересованности была создана совместная российско-финская рабочая группа, занимающаяся проблемами уменьшения очередей и оптимизацией работы таможенных органов в пунктах пропуска. На заседании указанной рабочей группы в феврале
2007 г. сторонами было принято согласованное решение об организации в 2007 году эксперимента по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов с выделением в пунктах пропуска отдельных полос движения и отдельных рабочих мест для их таможенного оформления.