Статья

Украина возвращается к России: ее мясо и молоко оказались не нужны ни Европе, ни США

Читать на сайте 1prime.ru

В первые шесть месяцев текущего года рост поставок украинских товаров в страны СНГ был зафиксирован на уровне 60,6 проц. При этом в Россию экспорт украинских товаров увеличился на 61,1 процента, в Европу на 31,4 процента. В целом доля СНГ в структуре украинского экспорта выросла на 6,5 проц пункта до без малого 37 проц. Доля поставок в Европу при этом уменьшилась на 0,4 проц пункта – до 31,78 проц. Доля стран СНГ в украинском экспорте увеличивалась, прежде всего, за счет России. Она выросла на 4,6 проц пункта - до 25,4 процента, тогда как доля остальных стран СНГ практически не изменилась. Кроме того, украинская продукция укрепила свои позиции на африканских и азиатских рынках. Поставки выросли на 16 и 15 проц соответственно, правда в абсолютных цифрах величина их ничтожна. Зато экспорт в США снизился на 16,8 проц. В 2006 г из-за улучшения торговых отношений между Украиной и США он существенно вырос, но теперь, как мы видим, тренд изменился.

В целом же украинский экспорт за январь-июнь текущего года вырос на 32,9 процента, а импорт - на 33,8 процента. Отрицательное сальдо торговли Украины товарами достигло 4,19 млрд долл, что на 1,18 млрд больше, чем за аналогичный период 2006 года. При этом в июне произошло довольно существенное снижение отрицательного сальдо по сравнению с маем. Впрочем, украинские эксперты уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса называют сезонным. Летом страна сокращает импорт энергоносителей, однако экспорт продуктов растет. В этом году вырос и экспорт продукции машиностроения. Такая ситуация продлится до осени, когда в очередной раз вырастет импорт и показатели ухудшатся. Ранее министр экономики Украины Анатолий Кинах заявил о пересмотре годового прогноза дефицита внешней торговли с 3,4 до 5,7-9,2 млрд долл. По итогам 2006 года он составил 6,67 млрд долл.

По данным Росстата, Украина является крупнейшим внешнеторговым партнером России в странах СНГ. При этом в общем объеме экспорта России на долю Украины приходилось 5 процентов, импорта - 6,7 процента. Аналитики считают, что полученные данные наглядно свидетельствуют о том, что Украина постепенно теряет захваченные было на волне "демократизации" развитые зарубежные рынки. На рынках Азии, Африки, США и Латинской Америки мощную конкуренцию украинским производителям составляет Китай. Ни о какой защите товаропроизводителей на международных торговых площадках и говорить не приходится. Между тем, утерянные рынки были для Украины неплохим подспорьем в целях снижения зависимости от России, и поначалу ей даже удалось там закрепиться. В 2003 г доля ЕС в структуре украинского экспорта даже превысила долю СНГ. Однако успех оказался кратковременным, а реальное качество продукции – гораздо ниже декларируемого. В результате придирчивые потребители из стран Запада украинскую свинину и сметану отвергли.

Теперь зависимость Украины от России в плане торгового оборота будет продолжать расти. Это, по мнению специалистов, может через несколько лет привести к кризису, ибо любая концентрация экспорта – зло для экономики. Однако другого выхода у украинских товаропроизводителей, похоже, нет. Ведь их недорогая, но низкокачественная продукция пользуется спросом лишь у не особо обеспеченных граждан СНГ. Ею не брезгуют россияне из сопредельных областей, да и на прилавках московских рынков и магазинов часто можно встретить мясные и молочные продукты, кондитерские изделия из Украины, и даже… мороженое.

Что еще ценится из украинского экспорта? Конечно же, водка. Крупнейшие украинские производители крепкого алкоголя продолжают осваивать внешние рынки. За первое полугодие текущего года объемы поставок ЛВЗ "Хортиця" выросли на всех внешних рынках, заявляют представители компании. В дальнейших планах - увеличение экспорта за счет растущего спроса. Еще одна компания – Nemiroff – за тот же период увеличила экспортные продажи на 35 проц по сравнению с 2006 годом. По данным пресс-службы Nemiroff, за указанный период поставки спиртных напитков компании в Европу и страны Азии /без России и СНГ/ выросли на 42 проц в натуральном выражении и на 66 проц - в денежном. В странах СНГ, в том числе, в России, объемы продаж выросли на 35 проц. Наивысшие темпы роста продаж - более 40 проц - были достигнуты на рынках Средней Азии.

Что касается остальных продуктов, то многим памятны "торговые войны", когда Россия закрывала границы для мясомолочных продуктов из Украины. Это было весьма чувствительно для республики, поскольку более половины украинского экспорта по этим продуктам приходилось как раз на Россию. Однако после того, как политическая ситуация в Киеве более-менее упорядочилась, Москва сменила гнев на милость. Так, в декабре прошлого года специалистами Россельхознадзора были проинспектированы десятки украинских молокозаводов: "Проверки подтвердили высокое качество украинской продукции", - заявил тогда А.Кинах. В июле четыре завода, наконец, сумели вернуть себе доступ на рынок России. Однако так и осталось неясным: почему сыр с одного завода достоин российских прилавков, а другой – нет. В итоге за время "торговой блокады", по оценкам экспертов, экспорт из Украины в Россию мясомолочных продуктов снизился минимум в 1,5 раза. Но и нашей стороне эмбарго не пошло на пользу. Россия попыталась восполнить "прореху" на рынке молочных продуктов поставками из дальнего зарубежья. Да только "буржуйское" молоко, масло и сыр оказались куда дороже, чем украинская продукция. Следовательно, россиянам выгоднее полное возобновление объемов экспорта в прежних объемах. Другой вопрос – пересилит ли в этом вопросе экономическая целесообразность политические резоны?

Между тем, не за горами время, когда и Россия, и Украина вступят в ВТО. Это даст им более широкий доступ на европейские и другие мировые рынки, однако накладывает и обязательства. Прежде всего, качество украинских /да и российских/ товаров не всегда отвечает стандартам этой организации. Смогут ли производители из двух стран справиться с необходимость соответствовать ужесточившимся стандартам? Или по-прежнему будут совершать "дружественный товарообмен": мы вам абы что, да и вы нам не лучше.

Обсудить
Рекомендуем