Статья

Standard&Poors определила самые "прозрачные" российские кампании

Читать на сайте 1prime.ru

Насколько российские компании привлекательны для инвесторов, уже выясняла не так давно компания PricewaterhouseCoopers. Тогда ответ был положительным, вот только основным препятствием на пути проведения сделок по слиянию и поглощению была названа недостаточная прозрачность.

На этот раз задаться вопросом, насколько же наши организации информационно открыты, решила не менее известная компания Standard&Poors /S&P/. Она провела "Исследование информационной прозрачности российских компаний 2007". Подобное исследование S&P уже проводило в прошлом году. На этот раз в аналитическом проекте приняло участие 80 крупнейших российских компаний, имеющих наиболее ликвидные акции /против 70 в 2006 г/. В исследовании использовалась информация, доступная из публичных источников. Это, как правило, касается трех компонентов: регуляторного раскрытия информации, web-сайта компании и годового отчета. Причем, по мнению директора службы корпоративного управления S&P Светланы Бородиной, самым информативным компонентом из этих трех является все-таки сайт компании.

Результаты исследования оказались неутешительными: уровень информационной прозрачности компаний-респондентов по сравнению с прошлым годом увеличился незначительно, всего на 1 проц пункт и в 2007 г составил 54,6 проц. Если рассматривать средний балл по группе из 61 компаний, которые были включены в исследование как в 2006 г, так и в текущем, то он также вырос незначительно – на 1 проц пункт.

Однако, несмотря на то, что индекс транспарентности существенно не изменился, в составе 10 наиболее прозрачных компаний произошли значительные перемены. Так, "новичок" исследования компания "СТС Медиа" показала высокие результаты, сразу заняв 3-е место в ренкинге. Кроме этого, компании "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", занимавшие в 2006 г места, близкие к первой десятке, в этом году сумели улучшить свою информационную прозрачность и вошли в группу лидеров. Также значительно повысили свои результаты РАО "ЕЭС России" /плюс 20 проц пунктов/, ТГК-5 /плюс 19/, "Евраз Груп" /плюс 17/ и "Татнефть" /плюс17/. Такой "прирост" позволил этим компаниям перейти из группы "середняков" в десятку самых прозрачных компаний.

Примечательно, что лидеры в двух номинациях – "Самая прозрачная компания" и, наоборот, "Самая непрозрачная компания" – не изменились по сравнению с прошлым годом. Самый высокий и самый низкий баллы получили те же компании – МТС /77 проц/ и "Башнефть" /20 проц/ соответственно. Годом ранее их показатели равнялись 79 проц и 21 проц.

В десятку "лучших", помимо вышеуказанных, вошли "Голден телеком" /второе место с 77 проц/, "Вымпелком" /четвертое место с 75 проц/, "Мечел" /71 проц/, "Вимм-Билль-Данн продукты питания" /70 проц. /

Если же говорить о прозрачности компаний в отраслевом разрезе, то здесь лидерство принадлежит телекоммуникационному сектору. Средний показатель в этом сегменте близок к прошлогоднему и составляет 71 проц против 73 проц в 2006 г. На втором месте стоит металлургия – 65 проц против 62 проц. За ними следует электроэнергетика /62 против 52 проц/, нефть и газ /61 проц/, банки /57 проц/. Наименее прозрачными оказались компании машиностроительного сектора. Впрочем, и в прошлом году они не были отмечены в лидерах – 37 против 43 проц. Средний индекс этих компаний составил 37 проц, снизившись за год на 6 проц пунктов. Как уже отмечалось, наиболее заметный рост отмечался в энергогенерирующем секторе: он составил 9 проц пунктов, достигнув уровня в 62 проц. В этом году в исследовании появился новый отраслевой сектор – "Девелоперская деятельность", уровень прозрачности которого близок к среднему.

Наиболее заметное понижение Индекса транспарентности, взвешенного по капитализации /ИТВК/, отмечается в секторе "Информационные технологии" – 46 проц против 56 проц годом ранее. Ситуация с прозрачностью ухудшилась во всех компаниях данной отрасли, но особенно в РБК.

Из 61 компании, включенных в выборку и в 2006 г и в 2007 г, у 32 балл улучшился /в среднем на 2 проц пункта/, тогда как у 29 он ухудшился /в среднем на 1,4 проц пункт/. Как гласит исследование, эти небольшие изменения свидетельствуют о том, что общая тенденция в сфере информационной прозрачности близка к стагнации. Т.е. все больше компаний достигают некоего стабильного уровня прозрачности.

Из положительных моментов исследование отмечает определенный прогресс в области раскрытия наименее раскрываемых элементов информации. Это касается сведений о дивидендной политике, социальной отчетности /влиянии деятельности компании на окружающую среду/, а также вопросов безопасности и охраны труда. Однако уровень раскрытия по наиболее важным вопросам, таким, как указание на рыночный характер условий сделок с заинтересованностью, условия договора с аудиторами, касающиеся неаудиторских услуг, а также подробности вознаграждения членов совета директоров и высшего руководства, - оставляет желать лучшего, а в ряде кампаний он даже понизился.

"Своевременность и доступность информации чрезвычайно важны для инвесторов, поскольку позволяют им принимать наиболее обоснованные и, может быть, единственно верные решения", - отмечается в материалах S&P. С этим, пожалуй, трудно поспорить. Вот только насколько это интересует компании – вопрос самих компаний, преследующих определенные интересы. В то же время, как показывает практика, активность российских компаний по проведению IPO весьма существенно влияет на общий уровень прозрачности в экономике. В то время как большинство публичных компаний демонстрирует средний уровень раскрытия, прозрачность российской экономики в целом растет, так как все больше эмитентов принимают решения о размещении части своих акций на рынке капитала, а это приводит к повышению уровня прозрачности. В результате наблюдаемой тенденции количество компаний с уровнем раскрытия более 50 проц достигло 52 против 12 в 2002 г.

Обсудить
Рекомендуем