Законопроект об особенностях размещения в РФ иностранных акций внесен в Госдуму

Читать на сайте 1prime.ru

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования размещения и обращения иностранных ценных бумаг на российском рынке ценных бумаг. Предлагаемые депутатом изменения направлены на решение проблемы допуска иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок и призваны обеспечить относительно либеральный доступ качественных иностранных ценных бумаг и более сложный механизм допуска иностранных ценных бумаг, которые являются более рискованными. При этом, документ предусматривает меры, направленные на защиту интересов инвесторов.

Законопроект устанавливает общие требования для допуска иностранных ценных бумаг как к публичному, так и к частному размещению и /или/ обращению. В частности, предусматривается, что иностранные ценные бумаги должны быть квалифицированы в качестве ценных бумаг со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а эмитент иностранных ценных бумаг должен быть учрежден в одной из стран - членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег /ФАТФ/. Такой подход позволяет существенно снизить риски, связанные с финансовыми махинациями и возможностью вывода на российский рынок капитала ценных бумаг недобросовестных иностранных эмитентов.

Законопроект предусматривает два способа допуска иностранных ценных бумаг к публичному обращению в РФ.

Упрощенный режим допуска к публичному обращению применяется к ценным бумагам, которые прошли процедуру листинга на иностранной фондовой бирже. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг будет утверждать список иностранных фондовых бирж на основании изучения их требований к листингу с тем, чтобы указанные требования были сопоставимы с требованиями, предъявляемыми российскими фондовыми биржами.

Решение о допуске таких ценных бумаг к публичному обращению в РФ может быть принято российской фондовой биржей на основании заявления брокера, осуществляющего предложение таких иностранных ценных бумаг и представившего проспект иностранных ценных бумаг. Механизм участия брокера в предложении иностранных ценных бумаг на российский рынок, а также его ответственность основаны на успешном опыте Великобритании. Брокер консультирует эмитента по вопросам процедуры листинга, подготовки проспекта ценных бумаг и проведения иных процедур, необходимых для осуществления листинга, а также проверяет эмитента на предмет его соответствия требованиям английского законодательства. Похожие требования существуют в Германии, где заявка на допуск ценных бумаг к торговле должна подаваться на биржу эмитентом ценных бумаг совместно с брокером или иным учреждением, имеющим допуск к участию в торгах на бирже.

Более строгий режим допуска иностранных ценных бумаг к обращению на российском рынке предусмотрен для ценных бумаг, которые не прошли процедуру листинга на иностранной фондовой бирже, включенной в список федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Такие иностранные ценные бумаги могут быть допущены к публичному обращению и/или публичному размещению в РФ только по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принятому на основании заявления российской биржи.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит оценку уровня риска, связанного с приобретением таких иностранных ценных бумаг и их ликвидности и по результатам такой оценки принимает решение о регистрации проспекта иностранных ценных бумаг и допуске иностранных ценных бумаг к публичному обращению и /или/ размещению на российском рынке.

Законопроект предусматривает особенности допуска иностранных ценных бумаг к публичному размещению. Условием допуска иностранных ценных бумаг к публичному размещению в РФ является допуск их к торгам на российской фондовой бирже, а также регистрация федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг проспекта ценных бумаг.

Данные требования сопоставимы с требованиями, предъявляемыми к допуску иностранных ценных бумаг на биржи в зарубежных юрисдикциях. Так, обязательным условием допуска иностранных ценных бумаг к размещению на Варшавской фондовой бирже является утверждение проспекта эмиссии Комиссией финансового надзора /KNF/ Польши.

Регистрация проспекта иностранных ценных бумаг также необходима в случае предложения и /или/ размещения иностранных ценных бумаг лицам, число которых превышает 500.

Проспект иностранных ценных бумаг во всех случаях должен составляться на русском языке и подписываться брокером, осуществляющим предложение иностранных ценных бумаг, а в случае если иностранные ценные бумаги не обращаются на иностранном организованном рынке, - также иностранным эмитентом.

В целях защиты интересов инвесторов законопроект устанавливает обязанность брокера, осуществляющего предложение иностранных ценных бумаг, проверить отсутствие ограничений на обращение иностранных ценных бумаг в РФ и соответствие иностранных ценных бумаг требованиям закона.

Кроме того, законопроект предусматривает установление ответственности брокера, подписавшего проспект иностранных ценных бумаг, за причиненный инвесторам ущерб, связанный с недостоверной информацией, содержащейся в таком проспекте.

Важнейшим принципом, обеспечивающим справедливость рынка ценных бумаг и надлежащий уровень защиты прав инвесторов, является требование об эквивалентности и одновременности раскрываемой эмитентом информации на всех рынках, на которых обращаются ценные бумаги такого эмитента. В целях реализации данного принципа законопроект устанавливает, что вся информация, раскрываемая эмитентом иностранных ценных бумаг на иностранных фондовых биржах, должна быть также доступна на российском рынке в том же объеме и на русском языке. Обязанность по раскрытию такой информации возлагается на российскую фондовую биржу, допустившую к торгам иностранные ценные бумаги.

В.Резник считает, что принятие законопроекта "будет способствовать формированию предпосылок для того, чтобы российский финансовый рынок стал полновесным региональным финансовым центром, сопоставимым с Германией и Швейцарией". Промедление с его принятием, по мнению депутата, "может привести к фактическому отказу от политики формирования регионального финансового центра, в результате чего Россия может утратить национальный финансовый рынок, став придатком иностранных финансовых центров".

Обсудить
Рекомендуем