Статья

Утро понедельника или социальная ответственность "Связьинвеста" на полмиллиарда долларов в год

Читать на сайте 1prime.ru

Утром в понедельник 24 марта стало известно о том, что пять межрегиональных компаний /МРК/ "Связьинвеста" отказались от объявленного на предыдущей неделе повышения безлимитного тарифа на местную телефонную связь. Это беспрецедентный случай, когда операторы связи буквально через 3-4 дня отменяют уже объявленное изменение тарифов на услуги.

О повышении с 1 апреля цен на местную связь по тарифному плану с неограниченным объемом соединений и абонентской платой /безлимитному/ объявили ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "Дальсвязь", ОАО "ЦентрТелеком" и ОАО "Северо-Западный Телеком" /СЗТ/. Повышение тарифов должно было коснуться в основном абонентов-граждан и составить в разных компаниях и разных регионах от 3 до 20 проц по сравнению с действующими тарифами.

В денежном выражении это повышение составило бы от 7 до 30 рублей в месяц.

Отметим, что цены на безлимитный тариф, которые эти компании намеревались ввести с 1 апреля, не превышали предельного уровня, установленного для них Федеральной службой по тарифам /ФСТ/. То есть компании имели полное законное право проводить такое повышение тарифов.

При этом компании в своих объявлениях о повышении тарифов специально подчеркивали это обстоятельство.

Более того, "Дальсвязь", например, подчеркнула, что существующие тарифы на местную связь не достигают уровня экономически обоснованных затрат. При их использовании рентабельность услуг местной связи в компании составляет 7 проц. А в двух регионах – Камчатском крае и Магаданской области – эти услуги вообще убыточны: - 7,8 проц и -2,7 проц соответственно.

"Сибирьтелеком" также заявил, что, повышая стоимость безлимитного тарифа, компания тем самым доводит размеры тарифов на услуги традиционной телефонии до экономически обоснованных затрат.

Но вот наступило утро понедельника 24 марта – и все пять компаний дружно заявили, что отказываются от повышения.

Говоря о причинах такого решения, в "Уралсвязьинформе" и СЗТ, например, сослались на заботу о предотвращении ухода абонентов с данного тарифного плана, а в СЗТ еще и о предотвращении оттока абонентов из компании вообще. Это достаточно неожиданное объяснение, так как хорошо известно, что в России оттока абонентов из сетей фиксированной местной телефонной связи не бывает и "не может быть, потому что не может быть никогда". Яснее высказалась "Дальсвязь". Как отметил генеральный директор компании Антон Колпаков, в текущей ситуации всеобщего повышения на Дальнем Востоке России цен на основные продукты питания, изменение тарифов на услуги связи может еще более негативно сказаться на благосостоянии жителей. Поэтому компания посчитала возможным повышение тарифов с 1 апреля не проводить.

И вполне ясно прокомментировал ПРАЙМ-ТАСС ситуацию директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов. Он заявил, что операторы посчитали, что объявленное повышение тарифов может вызвать дополнительную социальную напряженность. Особенно в связи с тем, что в последнее время стоимость потребительской корзины в стране и без того выросла, и, кроме того, объявлено о повышении тарифов на услуги ЖКХ, электроэнергию и др.

То есть, компании проявили социальную ответственность.

В таком же духе выдержано заявление, распространенное пресс-службой Мининформсвязи. В нем говорится: "по закону операторы вправе самостоятельно устанавливать тарифы на общедоступные услуги связи в пределах, установленных Федеральной службой по тарифам. Мининформсвязи приветствует решение компаний связи не повышать тарифы для населения. Это говорит о высокой социальной ответственности предприятий отрасли, и позволит сохранить как доступность услуг связи для самых широких слоев населения, так и их привлекательность для новых абонентов. Несомненно, такое решение стало возможным благодаря успешному экономическому развитию компаний и было принято на основе анализа его экономической целесообразности".

Тут, как мы видим, речь также идет о социальной ответственности.

Оставим в стороне вопрос о том, сами ли компании вспомнили о ней утром понедельника или их внимание было обращено на это извне.

Посмотрим, что такое решение значит с экономической точки зрения.

В настоящее время разрешенный ФСТ уровень безлимитных тарифов на местную связь на 19-70 проц выше, чем реально установлено межрегиональными компаниями "Связьинвеста". То есть, установив безлимитные тарифы на предельном разрешенном уровне, МРК получили бы пропорционально больше доходов от услуг местной связи по этим тарифам.

По нашей оценке, таким образом, в результате реализации социально ориентированного подхода к безлимитному тарифу, МРК "Связьинвеста" в 2007 г недополучили совокупно минимум около 11,4 млрд руб или 450-480 млн долл дохода. Это около 17 проц суммарного дохода от услуг местной связи компаний "Связьинвеста".

Вот такая, как говорится, цена вопроса.

А на 2008 г Федеральная служба по тарифам /ФСТ/ снизила в среднем на 33 проц предельные уровни безлимитных тарифов для граждан на местную телефонную связь межрегиональных компаний /МРК/ "Связьинвеста". То есть теперь этого полумиллиарда долларов нет даже потенциально.

Позволим себе в заключение обратить внимание вот на что. Уже не в первый раз компании "Связьинвеста" проявляют упомянутую социальную ответственность, устанавливая тарифы на услуги связи ниже разрешенных им государством пределов. И даже отказались от уже объявленного намерения несколько повысить один из видов тарифов. Причем повышение-то предполагалось небольшое: на 3-20 проц или 60-360 руб в год на одного абонента.

В то же время, цены на услуги ЖКХ, электроэнергию, пищевые продукты и многое другое растут на десятки процентов в год и вовсе не на десятки-сотни рублей, а на тысячи рублей в год для каждого гражданина. И как-то в этих сферах мысли о социальной ответственности не очень отражаются на тарифах.

Получается парадокс: то ли чувство социальной ответственности у связистов более развито, чем у работников других отраслей, то ли услуги местной телефонной связи представляют в России более социально значимую проблему, чем крыша над головой, свет, тепло и питание для граждан.

В целом утро понедельника 24 марта очень напомнило прекрасный фильм Отара Иоселиани с таким же названием.

Герой фильма – простой французский работяга из заштатного поселка – в одно утро взял и поехал вместо работы - в Венецию, где жизнь куда как красочнее, ветер с моря свеж, люди беззаботны и приветливы.

Но наступило утро понедельника, и он вернулся на родной завод, к заботам о семье и хозяйстве. Социальная ответственность, понимаешь.

Обсудить
Рекомендуем