" В результате ВВП на душу населения, рассчитываемый по паритету покупательной способности, планируется увеличить с $13 700 /42% среднего уровня стран ОЭСР/ до $30 000 /70%/ к 2020 году или до $4,3 трлн в общем. К 2030 году среднедушевой ВВП должен вырасти до $50 000. Предложенные цели не выглядят чересчур оптимистичными, поскольку подразумевают среднегодовой рост экономики на 5,8% в период с 2006 по 2020 годы и на 5,2% с 2020 по 2030. Напомним, что с 1999 по 2007 годы ВВП на душу населения в России рос в среднем на 7%.
Трудно не согласиться с предложениями МЭРТ относительного того, чего должна добиться Россия к 2020 году. В Стратегии эти ожидаемые достижения описываются подробнейшим образом вплоть до мелочей. В частности, планируется увеличить число детско-юношеских спортивных школ, модернизировать авиалайнер Ту_204, да и, вообще говоря, “обновить”, “модернизировать”, “улучшить” и “углубить” все, что только можно. Средняя продолжительность жизни должна возрасти до 75 лет, жилая площадь в расчете на человека – до 30–35 кв. м, а средний класс к 2020 году должен составлять более 50% населения страны. Проницательный читатель даже найдет в документе информацию об ожидаемом уровне занятости среди инвалидов /40% к 2020 году/ или о расширении так называемого рынка экологического девелопмента /в пять раз/. Документ на 165 страницах получил название инновационной социальноориентированной экономической политики.
Мы в целом поддерживаем намерения правительства и считаем обоснованными ожидания дальнейшего прогресса. Действительно, опыт последних девяти лет показывает, что существенные перемены вполне возможны. Следует особо отметить, что руководство страны осознает, насколько важны для успеха инвестиции в человеческий капитал. Между тем это не первая долгосрочная программа российского правительства: в 2000 году был принят беспрецедентный так называемый план Германа Грефа. Он был ориентирован на решение проблем, связанных с макроэкономической политикой, законодательством и инвестиционным климатом. Правда, упор в нем делался в первую очередь на решение злободневных проблем, без прицела на далекое будущее. Реализация этой программы в течение первого срока президентства Владимира Путина заложила основы для экономического роста, который продолжается до сих пор. К сожалению, нынешняя стратегия, несмотря на четкие цели, не позволяет понять, каким образом правительство намерено решать поставленные задачи и уложиться в поставленные сроки.
А поставленных целей столько, что проанализировать их все на предмет достижимости сложно. Между тем удивляет то, что в документе не говорится ничего конкретного ни об объеме, ни об источниках финансирования всех названных проектов. Более того, в стратегии, особенно в макроэкономической ее части, есть ряд несоответствий.
В частности, в долгосрочной перспективе бюджет, которому отводится роль инструмента для решения социально-экономических задач, должен расти, что неудивительно, если учесть планируемое повышение расходов на пенсионное обеспечение, образование и здравоохранение – и это только начало. Однако в то же время стратегия предполагает сокращение доли национального дохода, которая будет распределяться через бюджет. В частности, отмечается, что в ближайшее десятилетие доходы бюджета могут сократиться до 32–34% ВВП с 39,5% в 2006 году. Последнее перекликается с модной ныне идеей понизить НДС до 12%. Профицит федерального бюджета в этом случае явно исчезнет и превратится в дефицит, однако как долго продержится такой режим, неясно.
Ряд вопросов возникает и в связи прогнозируемым снижением цен на нефть в долгосрочной перспективе приблизительно до $60 за баррель. Это означает, что положительное сальдо внешней торговли превратится в дефицит – возможно, уже в 2010 году. МЭРТ предполагает, что этот дефицит будет устойчивым и к 2018–2020 году достигнет 2% ВВП, или $90–110 млрд. В таком случае ВВП к тому времени должен будет вырасти приблизительно до $5 трлн. по рыночному обменному курсу /что удивительным образом превышает ожидаемый ВВП по ППС/, то есть приблизительно в 3,8 раза относительно уровня 2007 года – $1,29 трлн. Однако в другой части документа говорится, что к 2012 году ВВП вырастет к уровню 2007 года на 35–36%, в 2017 – еще на 37–39% уже относительно 2012 года, а к 2020 относительно 2017 – на 19–22%. Иными словами, с 2007 по 2020 год ВВП должен увеличиться приблизительно в 2,3 раза, и это в лучшем случае. Последнее, в свою очередь, предполагает, что достичь уровня $5 трлн. ВВП сможет только при условии постоянного и весьма существенного укрепления реального эффективного рубля. Но в стратегии говорится, что реальный эффективный рубль стабилизируется, как только торговый баланс станет отрицательным /счет текущих операций будет иметь еще больший профицит, поскольку баланс по услугам в России всегда был и всегда будет отрицательным/. Более того, поскольку ожидаемая правительством в ближайшее десятилетие инфляция составляет приблизительно 4,5%, то рубль в номинальном выражении должен ослабевать. И тут возникает закономерный вопрос: как будет покрываться дефицит счета текущих операций, если номинальный рубль будет слабеть? Правительство рассчитывает на чистый приток капитала, который, по официальным оценкам, достигнет 3,0–3,5% ВВП. Ниже в программе говорится, что в 2015–2020 годах реальное укрепление рубля может возобновиться, однако не приводится четкого и убедительного объяснения, почему это должно произойти.
До сих пор экономика России не могла долго бесперебойно функционировать в условиях дефицита счета текущих операций, поскольку зарубежные инвесторы в этих условиях начинали осторожничать, а российским производителям приходилось приспосабливаться к более жесткой конъюнктуре рынка, например, за счет снижения внутреннего потребления /проблема компромисса между потреблением, инвестициями и импортом постоянно стояла перед руководством СССР/ или девальвации национальной валюты /как было в 1998 году/. Таким образом, мы сильно сомневаемся, что в ближайшее десятилетие счет текущих операций сможет долго оставаться дефицитным. Наконец, состояние российской экономики сильно зависит от ряда труднопредсказуемых, либо вовсе не предсказуемых факторов – таких как цена на нефть, обменный курс евро к доллару и тенденции в мировой экономике. В этих условиях мы не видим особенного смысла обсуждать бюджет на 2020 год, пока не наступил год 2019.
В то же время серьезных макроэкономических угроз России мы в ближайшем будущем тоже не видим. Золотовалютные резервы России превышают $500 млрд., включая более $160 млрд. в бюджетных фондах, в то время как объем валового внешнего долга составляет только $450 млрд. Счет текущих операций и бюджет по-прежнему профицитны, что гарантирует стабильность рубля еще по крайней мере на два года. Наращивание расходов бюджета в краткосрочной перспективе будет способствовать росту внутреннего спроса и рублевой ликвидности. На фоне хороших макроэкономических показателей правительство позволило себе помечтать, однако через несколько лет, когда, взглянув на бюджет, оно будет вынуждено думать уже о сокращении расходов, появится, скорее всего, новая программа, а нынешняя будет сдана в архив".