Как говорится в сообщении Генпрокуратуры, проверка показала, что органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не в полной мере обеспечивают создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. По результатам проверки и в целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуроры внесли 309 представлений, объявили 38 предостережений, принесли 210 протестов, направили в суды 81 исковых заявлений.
Органы местного самоуправления в ряде субъектов РФ не разработали и не приняли акты, предусмотренные федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации": порядок создания координационных /совещательных/ органов в указанной сфере; порядок формирования, ведения и опубликования перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для сдачи в аренду, порядок и условия сдачи в аренду такого имущества; а также иные предусмотренные законодательством акты. Такая ситуация сложилась в Республике Марий Эл, Воронежской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Самарской областях, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Ненецком автономном округе.
В ходе проверки прокуроры субъектов РФ внесли представления органам власти ряда регионов с предложениями ускорить разработку и принятие региональных законов, устанавливающих предельные значения площади арендуемых предпринимателями помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества.
При проверке выявлены факты создания дискриминационных условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с арендой муниципального имущества, а также факты создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, нарушений законодательства о защите конкуренции.
Правовые акты органов местного самоуправления ряда субъектов РФ содержат условия о предоставлении дополнительных документов и излишних согласованиях для заключения договоров аренды, о возможности арендодателя требовать по своему усмотрению предоплаты арендных платежей, возложение непредусмотренных законодательством обязанностей на арендатора /Липецкая, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Ростовская, Тульская и Свердловская области/. Все эти условия не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Кроме того, были выявлены нарушения требований гражданского законодательства при расторжении с предпринимателями договоров аренды земельных участков.
Имеют место случаи предъявления со стороны органов местного самоуправления, выступающих в качестве арендодателей недвижимого имущества, требований о досрочном расторжении договоров аренды без наличия предусмотренных законом оснований. При этом зачастую не соблюдается преимущественное право арендодателей на заключение новых договоров аренды. Иногда основанием для расторжения договора аренды является продажа муниципального имущества, что противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ о сохранении арендных отношений при переходе права собственности на арендуемое имущество /Ленинградская, Орловская, Смоленская области, Ставропольский край/.
Допускаются нарушения законодательства при заключении договоров аренды недвижимого имущества и их продлении.
Контроль за исполнением законодательства, направленного на защиту малого и среднего предпринимательства, находится на постоянном контроле Генеральной прокуратуры РФ.